Sadolesi - Информационный портал
Поиск по сайту

Упорядоченный образ жизни и приятные занятия. Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Какое определение культуры приведено автором

Вариант № 892005

Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ-2015 по обществознанию.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Для обо­зна­че­ния со­во­куп­но­сти взгля­дов че­ло­ве­ка на мир и своё место в мире ис­поль­зу­ют тер-мин

1) по-треб-ность

2) мыш-ле-ние

3) ис-ти-на

4) ми-ро-воз-зре-ние

Ответ:

Аб-со-лют-ная ис-ти-на, в от­ли­чие от от­но­си­тель­ной ис-ти-ны, пред­став­ля­ет собой

1) тео­ре­ти­че­ски обос­но­ван­ное зна-ние

2) ис­чер­пы­ва­ю­щее зна­ние о пред-ме-те

3) вывод, под-твер-ждённый ис­то­ри­че­ским опы-том

4) зна-ние, ме­ня­ю­ще­е­ся по мере раз­ви­тия воз­мож­но­стей по-зна-ния

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о мас­со­вой куль-ту-ре?

А. По­лу­че­ние ком­мер­че­ской вы­го­ды яв­ля­ет­ся от­ли­чи­тель­ной чер­той мас­со­вой куль-ту-ры.

Б. Про­из­ве­де­ния мас­со­вой куль­ту­ры яв­ля­ют­ся стан­дар­ти­зи­ро­ван­ны­ми объ­ек­та­ми мас­со­во­го по-треб-ле-ния.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

В стра­не Z ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром про-из-вод-ства. Какие иные при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное об-ще-ство? За­пи­ши­те цифры

1) Об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми нор-ма-ми.

2) Боль­шин­ство на­се­ле­ния за­ня­то в сфере услуг.

3) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хо-зяй-ства.

4) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоёмкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие тех-но-ло-гии.

5) Про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ной тех­ни­ки в раз­лич­ные об­ла­сти жизни.

6) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие об-ще-ства.

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к фак­то­рам ин­тен­сив­но­го эко­но­ми­че­ско­го роста?

1) уве­ли­че­ние штата ра­бот­ни­ков и про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го вре-ме-ни

2) осво­е­ние новых зе-мель, уве­ли­че­ние до­бы­чи по­лез­ных ис-ко-па-е-мых

3) от­кры­тие новых цехов, при­вле­че­ние им­порт­ных ре-сур-сов

4) тех­но­ло­ги­че­ский про-гресс, по­вы­ше­ние про­из­во­ди­тель­но­сти труда

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к по­сто­ян­ным из­держ­кам фирмы?

1) сдель­ная зар­пла­та ра-бо-чих

2) плата за элек-тро-энер-гию

3) про­цен­ты по взя­то­му фир­мой кре-ди-ту

4) транс­порт­ные рас-хо-ды

Ответ:

Какой по­ка­за­тель даёт вла­дель­цу ком­мер­че­ско­го пред­при­я­тия пред­став­ле­ние об эф­фек­тив­но­сти его ра-бо-ты?На гра­фи­ке изоб­ра­же­но из­ме­не­ние пред­ло­же­ния ро­ли­ко­вых конь­ков на по­тре­би­тель­ском рынке. Что из при-ведённого ниже могло вы­звать сдвиг кри­вой пред­ло­же­ния из по­ло­же­ния в по­ло­же­ние ? (На гра­фи­ке – цена то-ва-ра, – ко­ли­че­ство то-ва-ра.)

1) внед­ре­ние новых тех­но­ло­гий про­из­вод­ства ро­ли­ко­вых конь-ков

2) со­кра­ще­ние ко­ли­че­ства фирм, про­из­во­дя­щих ро­ли­ко­вые конь-ки

3) рост цен на ком­плек­ту­ю­щие из­де­лия для ро­ли­ко­вых конь-ков

4) рост та­ри­фов на элек­тро­энер­гию

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­след­стви­ях ин-фля-ции?

А. От ин­фля­ции стра­да­ют вклад­чи­ки бан-ков, если уро­вень ин­фля­ции пре­вы­ша­ет про­цент по де-по-зи-там.

Б. Ин­фля­ция уси­ли­ва­ет риск, свя­зан­ный с ин­но­ва­ци­я­ми и дол­го­сроч­ны­ми ин-ве-сти-ци-я-ми.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

Банк R рас­по­ло­жен в де­ло­вом цен­тре сто­ли­цы го-су-дар-ства. По каким при­зна­кам можно уста-но-вить, что R – ком­мер­че­ский банк? За­пи­ши­те цифры , под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти при-зна-ки.

1) Банк участ­ву­ет в тор­гах на ва­лют­ной бирже.

2) Банк уста­нав­ли­ва­ет учётную став-ку.

3) Банк осу­ществ­ля­ет эмис­сию денег.

4) Банк при­вле­ка­ет на де­по­зи­ты сред­ства граж­дан и фирм.

5) Банк ли­цен­зи­ру­ет де­я­тель­ность фи­нан­со­вых ор-га-ни-за-ций.

6) Банк об­слу­жи­ва­ет расчёты пред-при-я-тий.

Ответ:

К кри­те­ри­ям со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции от-но-сит-ся(-ятся)

1) раз­мер до-хо-да

2) форма про­ве­де­ния до-су-га

3) черты ха-рак-те-ра

4) по­ли­ти­че­ские убеж-де-ния

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А. Семья при­зва­на со­здать усло­вия для фи-зи-че-ско-го, пси-хи-че-ско-го, эмо­ци­о­наль­но­го и ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия ребёнка.

Б. Члены семьи свя­за­ны общ­но­стью быта, вза­им­ной ма­те­ри­аль­ной и мо­раль­ной от-вет-ствен-но-стью.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

Со-цио-ло-ги опро­си­ли 23-лет-них ра­бо­та­ю­щих юно­шей и де­ву­шек стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во-прос: «Зачем Вы ра-бо-та-е-те, ка­ко­ва Ваша тру­до­вая мо-ти-ва-ция?». По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опро-шен-ных) пред­став­ле­ны в виде диа-грам-мы.

Най-ди-те в при-ведённом спис­ке вы-во-ды, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диа-грам-мы, и за­пи­ши­те цифры , под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) По­ло­ви­на юно­шей ра­бо­та­ет для того, чтобы обес­пе­чить ма­те­ри­аль­ное бла-го-по-лу-чие.

2) Доли де-ву-шек, свя­зы­ва­ю­щих тру­до­вую мо­ти­ва­цию с по­треб­но­стью в са­мо­ре­а­ли­за­ции и с воз­мож­но­стью пу-те-ше-ствий, об­ще­ния с раз­ны­ми лю-дь-ми, равны.

3) Доля тех, кто ра-бо-та-ет, по­то­му что им ин­те­рес­но то, чем они за-ни-ма-ют-ся, боль­ше среди де-ву-шек, чем среди юно-шей.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных каж­дой груп­пы при­ла­га­ют уси-лия, чтобы под­нять­ся по ка­рьер­ной лест-ни-це.

5) Бóльшая доля юно-шей, по срав­не­нию с де-вуш-ка-ми, ра­бо­та­ет по-то-му, что их ра­бо­та очень нужна об-ще-ству.

Ответ:

В со­от­вет­ствии с Кон­сти­ту­ци­ей РФ Пре­зи­дент РФ

1) утвер­жда­ет из­ме­не­ния гра­ниц между субъ­ек­та­ми РФ

2) на­зна­ча­ет выс­шее ко­ман­до­ва­ние Во-оружённых Сил РФ

3) объ­яв­ля­ет ам-ни-стию

4) еди­но­лич­но на­зна­ча­ет на долж­ность Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ

Ответ:

Доб-ро-воль-ный союз, вы­ра­жа­ю­щий ин­те­ре­сы со­ци­аль­ных групп и участ­ву­ю­щий в борь­бе за по­ли­ти­че­скую власть, – это

1) граж­дан­ское об-ще-ство

2) об­ще­ствен­ная па-ла-та

3) по­ли­ти­че­ская пар-тия

4) проф­со­юз­ная ор-га-ни-за-ция

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о го­су­дар­ствен­ной вла-сти?

А. Го­су­дар­ствен­ная власть яв­ля­ет­ся раз­но­вид­но­стью по­ли­ти­че­ской вла-сти.

Б. Любое про­яв­ле­ние власт­ных от­но­ше­ний в об­ще­стве свя­за­но с де­я­тель­но­стью го-су-дар-ства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны

Ответ:

В го­су­дар­стве Z власть пе-ре-даётся по на-след-ству. Власть ко-ро-ля огра­ни­че­на за­ко­на­ми стра-ны. Вы­бо­ры в пар­ла­мент про­ис­хо­дят ре-гу-ляр-но, на аль­тер­на­тив­ной ос-но-ве. Жи­те­ли го­су­дар­ства об­ла­да­ют всей пол­но­той граж­дан­ских прав и сво-бод, раз­ви­ты ин­сти­ту­ты граж­дан­ско­го об-ще-ства.

Го-су-дар-ство Z вклю­ча­ет в себя тер-ри-то-рии, не об­ла­да­ю­щие по­ли­ти­че­ской са-мо-сто-я-тель-но-стью.

Най-ди-те в при-ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки формы го­су­дар­ства Z и за­пи­ши­те цифры , под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) уни­тар­ное го-су-дар-ство

2) фе­де­ра­тив­ное го-су-дар-ство

3) кон­сти­ту­ци­он­ная мо-нар-хия

4) де­мо­кра­ти­че­ское го-су-дар-ство

5) аб­со­лют­ная мо-нар-хия

6) пре­зи­дент­ская рес-пуб-ли-ка

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к прин­ци­пам юри­ди­че­ской от-вет-ствен-но-сти?

1) выс­шая юри­ди­че­ская сила, все­на­род­ное го-ло-со-ва-ние, вер-хо-вен-ство

2) пра­во­вой обы-чай, пре-це-дент, нор­ма­тив­ный до-го-вор

3) об­ще­ствен­ная опас-ность, про-ти-во-прав-ность, ви-нов-ность

4) це-ле-со-об-раз-ность, гу-ман-ность, спра-вед-ли-вость

Ответ:

Со-глас-но Тру­до­во­му ко­дек­су РФ ра­бот­ник имеет право на

1) доб­ро­со­вест­ное ис­пол­не­ние своих тру­до­вых обя-зан-но-стей

2) вы­пол­не­ние уста­нов­лен­ных про­из­вод­ствен­ных норм

3) со­блю­де­ние тру­до­вой дис-ци-пли-ны

4) пол­ную до­сто­вер­ную ин­фор­ма­цию об усло­ви­ях труда

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о граж­дан­стве РФ?

А. Лица, ранее имев­шие граж­дан­ство Рос-сии, но по каким-либо ос­но­ва­ни­ям его утра-тив-шие, имеют право вос­ста­но­вить­ся в нём.

Б. Рос­сий­ские граж-да-не, про­жи­ва­ю­щие за пре­де­ла­ми РФ, на­хо­дят­ся под за­щи­той и по­кро­ви­тель­ством РФ.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж-де-ния

4) оба суж­де­ния не-вер-ны


(Н. Смелзер )

Ответ:

В рай­он­ном суде рас­смат­ри­ва­ет­ся иск граж­дан­ки М. об уста­нов­ле­нии от­цов­ства граж­да­ни­на К. в от­но­ше­нии её не­со­вер­шен­но­лет­не­го сына. Най­ди­те в при-ведённом спис­ке тер-ми-ны, ко­то­рые могут быть ис­поль­зо­ва­ны при ха­рак­те­ри­сти­ке су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства по этому делу, и за­пи­ши­те цифры , под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

1) уго­лов­ный про-цесс

2) граж­дан­ский про-цесс

4) под-су-ди-мый

5) по-тер-пев-ший

6) от-вет-чик

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­дан РФ? За­пи­ши­те цифры , под ко­то­ры­ми ука­за­ны кон­сти­ту­ци­он­ные обя-зан-но-сти.

1) ука­за­ние своей на-ци-о-наль-но-сти

2) со­хра­не­ние ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го на-сле-дия

3) уча­стие в вы­бо­рах ор­га­нов вла-сти

4) упла­та на-ло-гов

5) сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду

6) поль­зо­ва­ние род­ным язы-ком

Ответ:

За-пи-ши-те слово, про­пу­щен­ное в таб-ли-це.

Из-би-ра-тель-ные си-сте-мы

Ответ:

Най-ди-те по-ня-тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука-за-но.

1) мо-раль-ные нормы ; 2) по-зи-тив-ные санк-ции ; 3) со-ци-аль-ный кон-троль ; 4) пра-во-вые нормы ; 5) не-га-тив-ные санк-ции .

Ответ:

Ниже при-ведён пе­ре­чень тер-ми-нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют ме­то­ды на­уч­но­го по­зна­ния мира.

1) на-блю-де-ние ; 2) ощу-ще-ние ; 3) суж-де-ние ; 4) вы-дви-же-ние ги-по-те-зы ;

5) про-ве-де-ние экс-пе-ри-мен-та ; 6) эм-пи-ри-че-ское опи-са-ние .

Най-ди-те два тер-ми-на, «вы-па-да-ю-щих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб-ли-цу

цифры, под ко­то­ры­ми они ука-за-ны.

Ответ:

Уста-но-ви-те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ны­ми ор-га-на-ми, ко­то­рые их осу-ществ-ля-ют: к каж­дой по-зи-ции, дан­ной в пер­вом столб-це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб-ца.

А Б В Г Д

Ответ:

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но опре-делённой бук-вой.

«(А) Не­сколь­ко энер­ге­ти­че­ских ком­па­ний за­яви­ли о своём сли-я-нии. (Б) Курс акций боль­шин­ства из этих ком­па­ний вырос. (В) Акция – это цен­ная бу-ма-га, за­креп­ля­ю­щая права её вла­дель­ца на по­лу­че­ние части при­бы­ли ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства в виде ди-ви-ден-дов. (Г) Од­на­ко вряд ли в усло­ви­ях не­ста­биль­но­сти цен на уг­ле­во­до­род­ное топ­ли­во на ми­ро­вом рынке рост курса акций будет иметь устой­чи­вый ха-рак-тер. (Д) Акции неф­тя­ных ком­па­ний ста­но­вят­ся «ло-ко-мо-ти-ва-ми» фон­до­во­го рынка.»

Опре-де-ли-те, какие по­ло­же­ния тек­ста имеют

1) фак­ти­че­ский ха-рак-тер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суж-де-ний

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утвер-жде-ний

За-пи-ши-те в таб­ли­цу под бук-вой, обо­зна­ча­ю­щей по-ло-же-ние, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его ха-рак-тер.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по-ряд-ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук-вам:

А Б В Г Д

Ответ:

Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов.

Вы-бе-ри-те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про-пус-ков.

«Мо-ти-вом __________(А) на­зы­ва­ет­ся то, что по­буж­да­ет её, ради чего она осу-ществ-ля-ет-ся. В ка­че­стве по­бу­ди­те­ля обыч­но вы­сту­па­ет кон­крет­ная __________(Б), ко­то­рая удо­вле­тво­ря­ет­ся в ходе и с по­мо­щью де-я-тель-но-сти. Это опре-делённая форма связи живых ор­га­низ­мов с внеш­ним миром, не­об­хо­ди­мая для су­ще­ство­ва­ния __________(В), со­ци­аль­ной груп-пы, об­ще­ства в целом.

__________(Г) по­треб­но­сти вы­зва­ны био­ло­ги­че­ской при­ро­дой че-ло-ве-ка. Это по­треб­но­сти людей во всём, что не­об­хо­ди­мо для их су-ще-ство-ва-ния, раз­ви­тия и вос-про-из-вод-ства. __________(Д) по­треб­но­сти свя­за­ны с тем, что че­ло­век при­над­ле­жит к об-ще-ству, за­ни­ма­ет в нём опре-делённое место, участ­ву­ет в тру­до­вой де-я-тель-но-сти, в об­ще­нии с дру­ги­ми лю-дь-ми. __________(Е) по­треб­но­сти свя­за­ны с по­зна­ни­ем че­ло­ве­ком окру­жа­ю­ще­го мира, сво­е­го места в нём и смыс­ла сво-е-го-су-ще-ство-ва-ния. Каж­дая из групп по­треб­но­стей вы­зы­ва­ет со­от­вет­ству­ю­щие виды де-я-тель-но-сти».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па-де-же. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы-би-рай-те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру-гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про-пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль-ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про-пус-ков.

Спи-сок тер-ми-нов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по-ряд-ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук-вам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Какое опре­де­ле­ние куль­ту­ры при­ве­де­но ав-то-ром? Как в тек­сте объ­яс­ня­ет­ся по­ло­же­ние о «ре-прес-сив-ном» ха­рак­те­ре куль-ту-ры?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер )

На-зо-ви-те три при-чи-ны, ко­то­рые по мне­нию ав-то-ра, огра­ни­чи­ва­ют «спо-соб-ность куль­ту­ры управ­лять че­ло­ве­че­ским по-ве-де-ни-ем». При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна-ния, факты об­ще­ствен­ной жизни на­зо­ви­те ещё одну при-чи-ну, не ука­зан­ную в тек-сте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие три ре­зуль­та­та со­ци­а­ли­за­ции на­зва­ны в тек-сте? Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те при­мер того, какое со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие не­об­хо­ди­мо для до­сти­же­ния каж­до­го из этих ре-зуль-та-тов.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Ис-поль-зуя текст и об­ще­ство­вед­че­ские зна-ния, при­ве­ди­те три объ­яс­не­ния вы­ска­зан­ной в тек­сте мысли о том, что без куль­ту­ры люди были бы пол­но­стью дез-ори-ен-ти-ро-ва-ны.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний, рас-крой-те его смысл в форме мини-со-чи-не-ния, обо-зна-чив при не-об-хо-ди-мо-сти раз-ные ас-пек-ты по-став-лен-ной ав-то-ром про-бле-мы (за-тро-ну-той темы).

При из-ло-же-нии своих мыс-лей по по-во-ду под-ня-той про-бле-мы (обо-зна-чен-ной темы), при ар-гу-мен-та-ции своей точки зре-ния ис-поль-зуй-те зна-ния , по-лу-чен-ные при изу-че-нии курса об-ще-ст-во-зна-ния, со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия , а также факты об-ще-ствен-ной жизни и соб-ствен-ный жиз-нен-ный опыт Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия: «Все наши тео-рии - это не что иное, как обоб-ще-ние опыта, на-блю-да-е-мых фак-тов». (В. А. Ам-бар-цу-мян)

29.2 Эко-но-ми-ка: «Спрос и пред-ло-же-ние - это про-цесс вза-им-но-го при-спо-соб-ле-ния и ко-ор-ди-на-ции». (П. Т. Хейне)

29.3 Со-цио-ло-гия, со-ци-аль-ная пси-хо-ло-гия: «На-ча-ло лич-но-сти на-сту-па-ет на-мно-го позже, чем на-ча-ло ин-ди-ви-да». (Б. Г. Ана-ньев)

29.4 По-ли-то-ло-гия: «"Раз-де-ляй и власт-вуй" - муд-рое пра-ви-ло, но "объ-еди-няй и на-прав-ляй" ещё лучше». (И. В. Гёте)

29.5 Пра-во-ве-де-ние: «Закон не знает со-слов-ных пре-ступ-ле-ний, не знает раз-ли-чий по кругу лиц, в среде коих со-вер-ша-ет-ся его на-ру-ше-ние. Он ко всем равно строг и равно ми-ло-стив». (А. Ф. Кони)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Какие три ре­зуль­та­та со­ци­а­ли­за­ции на­зва­ны в тек-сте? Ис­поль­зуя факты об­ще­ствен­ной жизни и лич­ный со­ци­аль­ный опыт, при­ве­ди­те при­мер того, какое со­ци­а­ли­зи­ру­ю­щее воз­дей­ствие не­об­хо­ди­мо для до­сти­же­ния каж­до­го из этих ре-зуль-та-тов.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

(Н. Смелзер )

По-яс-не-ние.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны ре­зуль­та­ты со­ци­а­ли­за­ции и при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие при-ме-ры

со-ци-а-ли-зи-ру-ю-ще-го воз-дей-ствия:

1) упо­ря­до­чен­ный образ жизни (на-при-мер, из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние в семье N пе­ре­да­ют­ся тра­ди­ции ве­де­ния до­маш­не­го хо-зяй-ства);

2) вла­де­ние язы­ком (на-при-мер, ро­ди­те­ли ра­зу­чи­ва­ют с ребёнком стихи, чи­та­ют книж-ки);

3) уме­ние до­бы­вать сред­ства к су­ще­ство­ва­нию (на-при-мер, в про­фес­си­о­наль­ном лицее юноша осва­и­ва­ет про­фес­сию ав-то-ме-ха-ни-ка).

Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы поговорим о первой половине части С, а точнее разберем задания С1/28-С4/31, которые требует работу с предложенным текстом. Сразу замечу, что данные задания предполагают под собой широкий круг общеведческих знаний!
Разберем эти задания на примере ДЕМО версии 2015 года.(Ищите ниже).

Алгоритм действий следующий:

1. Прочитайте текст и определите к какой сфере он относится: в данном случае это духовная сфера. (Это помогает понять направленность мысли автора и то из какой отрасли Вам необходимо использовать знания.)
2. Запишете основную мысль каждого абзаца в одном предложении (на отдельном листе бумаги). И так у нас 5 абзацев:
— Культура и дезориентация при её отсутствии.
— Культура, как инструмент к социализации.
— Репрессивность культуры.
— Ограничение способности культуры управлять поведением человека.
— Факторы окружающей среды ограничивают воздействие культуры.
Внимание: поможет быстро с ориентироваться по тексту, что ускорит поиск ответа!
3.Переходим к заданиям. Общая рекомендация: при ответе на вопрос начинайте с пересказа того что спрашивалось и уже потом формулируйте ответ! у каждого ответа на отдельный вопрос, свой абзац! (Так Вы выстраивайте структуру проверяющему, что облегчает ему работу соответственно косвенно влияете на его оценку).
Задание С1/28. (Максимальный балл 2).
На мой взгляд, при внимательном прочтении текста, это очень простое задание. Опираясь на составленный нами конспект нам не составит особого труда определить место нахождения ответа в тексте — 1 и 3 абзацы, минус 40 % работы. Далее анализируем и отвечаем. Ответ на С1/28:

В тексте положение о «репрессивном» характере культуры объясняется тем, что часто культура подавляет побуждение человека, главным образом, сексуальные и агрессивные.

Задание С2/29. (Максимальный балл 2).
Это задание в большинстве случаев на выявления каких либо причин, факторов и т.д. Тут необходим опыт и умение находить формулировку, от которой можно оттолкнуться, плюс в этот задании требует применение знаний и опыта. Исходя из постановки вопроса, обратите внимание на абзац 4 и 5. Ответ С2/29:

  • небеспредельные биологические возможности человеческого организма;
  • предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг;
  • факторы окружающей среды.

На мой взгляд, с учетом общеведческих знаний и фактов общественной жизни еще одной причиной является поддержание общественного порядка, под угрозой насилия.

Задание С3/30. (Максимальный балл 3).
Одно из заданий требующие как поиск ответа в тексте, что не представляет огромных усилий, но и приведение примеров, что уже сложнее. Примеры не должны быть сложными для понимания, а всего лишь выступать иллюстрацией. Ответ С3/30.

  1. упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье Горловых передаются традиции ведения домашнего хозяйства);
  2. владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихотворение Муха Цокотуха и читают сказки);
  3. умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном училище Иванов осваивает профессию автомеханика).

Задание С4/31. (Максимальный балл 3).
В этом задании Вам необходимо объяснить ряд процессов происходящих в какой-либо из сфер, проще говоря нужно найти в тексте то что спрашивается и объяснить это не только с Вашей точки зрения, но и с опорой на рассуждения автора. Ответ С4/31:

Без культуры люди были бы полностью дезориентированны, так как:

  1. язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам;
  2. ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека;
  3. религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п.

Подводя итог, мне бы хотелось обратить внимание на структурированный и четкий ответ, необходимо помнить то что задания С1/28-С4/31 направлены на работу с текстом, и это значит что все ответы должны быть чуть ли не с прямым цитированием из текста. Примеры и обоснования должны быть понятными и лаконичными, с указанием на что либо или кого либо (семья Ивановых, соседка Наталья Петровна и т.д.). Учитесь выделять главное и анализировать информацию, это приведет Вас к успеху!

© Мария Растворова 2015.


Какое опре­де­ле­ние куль­ту­ры при­ве­де­но ав-то-ром? Как в тек­сте объ­яс­ня­ет­ся по­ло­же­ние о «ре-прес-сив-ном» ха­рак­те­ре куль-ту-ры?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

Часть 1. Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.

Часть 2. Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом .

21 . Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: система регулирующих механизмов, включающая планы, рецепты, инструкции... которые служат для управления поведением; 2) ответ на второй вопрос: часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.



Правильно даны ответы на два вопроса – 2 балла. \\ Правильно дан ответ только на один любой вопрос – 1 балл. \\ Ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.

22 . Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

В правильном ответе могут быть указаны следующие элементы: 1) причины по тексту: - небеспредельные биологические возможности человеческого организма; - предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг; - факторы окружающей среды; (Причины могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.). 2) причина не по тексту, например: поддержание существующего общественного порядка, следование принятым социальным нормам. (Может быть названа другая причина.)

Правильно названы три причины по тексту и одна причина не по тексту – 2 балла \\ Правильно названы любые две-три причины – 1 балл \\ Ответ названа только одна причина. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 2 балла

23 . Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

В правильном ответе должны быть названы результаты социализации и приведены соответствующие примеры социализирующего воздействия: 1) упорядоченный образ жизни (например, из поколения в поколение в семье N передаются традиции ведения домашнего хозяйства);

2) владение языком (например, родители разучивают с ребёнком стихи, читают книжки);

3) умение добывать средства к существованию (например, в профессиональном лицее юноша осваивает профессию автомеханика). Могут быть приведены другие примеры социализирующего воздействия.

Правильно названы 3 результата социализации, к каждому приведены примеры – 3 балла

Правильно названы 2-3 результата социализации, к 2 из них приведены примеры – 2 балла

Правильно названы 1-3 результата социализации, к 1 из них приведён(-ы) пример(-ы) – 1 балл

Правильно названы только 1-3 результата социализации. ИЛИ Приведены только 1-3 примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла

24 . Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

Могут быть приведены такие объяснения : 1) язык является неотъемлемой частью культуры, поэтому без него коммуникация людей была бы крайне затруднена и сведена к примитивным невербальным знакам; 2) ценности являются продуктом культуры, без них невозможно развитие самосознания человека; 3) религия как форма (область) духовной культуры позволяет верующим получить ответы на вопросы смысла жизни и т.п. Могут быть приведены другие объяснения.

Приведены три объяснения – 3 балла. Приведены два объяснения – 2 балла. \\ Приведено только одно объяснение – 1 балл \\ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов. \\ Максимальный балл – 3 балла

25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.). 2) например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества; (Может быть составлено любое другое предложение). 3) например: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан. (Может быть составлено другое предложение). Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не насчитываются при оценивании.

Правильно раскрыт смысл понятия; составлены 2 предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 балла.

Правильно раскрыт смысл понятия; составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); составлены 2 предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 2 балла

Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия – 1 балл

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла

26 . Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания приобретения права собственности: 1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье); 2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни); 3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру на равноценную квартиру в другом городе);

4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо). Могут быть приведены другие примеры

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три основания – 3 балла

Правильно названы два-три основания, два из которых проиллюстрированы примерами. ИЛИ Правильно названы два основания, приведены три примера – 2 балла

Правильно названы одно-три основания, одно из которых проиллюстрировано примером. ИЛИ Правильно названо одно основание, приведены два-три примера – 1 балл

Правильно названы только одно-три основания. ИЛИ Приведены только один-три примера.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла

27 . Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы: 1) сфера общественной жизни - социальная; 2) исторический тип стратификации - сословная; 3) критерии стратификации современного общества: - объём власти; - уровень доходов; - уровень образования; - престиж профессии. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия – 3 балла \\ Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия. ИЛИ Правильно указаны сфера и три критерия – 2 балла \\ Правильно указаны сфера и тип стратификации. ИЛИ Правильно указаны сфера и один-два критерия – 1 балл \\ Правильно указана только сфера. ИЛИ Сфера не указана (указана неправильно) независимо от наличия других элементов ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный ИЛИ Ответ неправильный – 0 баллов \\ Максимальный балл – 3 балла

28 . Подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны».

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие налогов и их виды: а) прямые; б) косвенные.

2. Системы налогообложения: а) пропорциональная; б) прогрессивная; в) регрессивная.

3. Воздействие налогов на экономику страны, проявляющееся через реализацию следующих функций: а) фискальная; б) частичное перераспределение доходов; в) регулирование экономических отношений; г) стимулирующая; д) контрольная и др.

4. Воздействие налогов на спрос и предложение как один из аспектов влияния на экономику страны.

5. Влияние налоговой политики государства на инвестиционную активность в стране.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов тана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

1) Структура предложенного плана, 2) Наличие пунктов плана, без которых тема не может быть раскрыта по существу, 3) Корректность формулировок пунктов плана, 4) Баллы.

3 и > пункта, 2 детализированы Два
2 пункта детализированы. ИЛИ 3 пункта + 1 детализирован Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
ИЛИ
3 и > пункта, 2 детализированы Два
План по структуре является простым и содержит не < 3 пунктов Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
ИЛИ
3 и > пункта, 1-2 детализированы Один
3 и > пункта, 1-2 детализированы Два В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы
2 пункта, 1 детализирован Два Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу
2 пункта, 1-2 детализированы Два Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла
ИЛИ План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы
Максимальный балл

29 . Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, КЗ) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.