Sadolesi - Информационный портал
Поиск по сайту

Социально психологический тренинг креативности понятие концептуальные основы. II

Понятие «креативность» тесно связано с понятием «творчество».

В большинстве определений творчества отчетливо проявляется ориентация на процессуальную или продуктивную его сторону. Так, С.Л. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, созидающую «...нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творчества, но в историю развития науки, искусства и т.д.». По мнению М.Г. Ярошевского, «творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» 2 . В этих определениях творчество просматривается по его результатам: идеям, поведению, материальным объектам.

Определение творчества с процессуальных позиций принадлежит В.М. Бехтереву. Он определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим продуктом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни».

В зарубежной психологии выделяются две группы подходов к определению сущности творчества: ориентированные на поиск источников; ориентированные на процесс.

В первую группу могут быть включены, по крайней мере, три подхода.

1. Психоаналитический подход утверждает, что творчество является результатом внутриличностных конфликтов. Творческий процесс по своей сути - экстернализация продуктов воображения посредством взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления.

2. Гуманистическая психология считает, что творчество возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс - это реализация естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий.

Психометристы, такие как Д. Гилфорд, считают, что природный творческий потенциал индивида определен генетически и может быть измерен стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.

В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию «ассоцианистов», которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Гештальтпсихология исходит из того, что творческое мышление - это не логические, пошаговые действия и не разрозненные ассоциации, а более определенное реструктурирование целостной ситуации.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают также способность человека обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (К. Роджерс).

Креативность представляет собой способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенное условие актуализации этой способности - самообладание и уверенность в себе.

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых экспериментально-обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Д. Гилфордом, который считал необходимым для творчества интеграцию конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, регулятивного) мышления. Он выделяет как результат интеграции обоих измерений мышления такие его особенности:

Беглость как способность генерировать максимальное количество идей;

Гибкость как способность к порождению широкого многообразия идей;

Оригинальность как способность генерировать нестандартные идеи;

Точность как способность придавать завершенный вид продуктам мышления.

Этапы, стадии и фазы творческого процессапо-разному рассматриваются исследователями. Основное, что объединяет описания творческого процесса, - присутствие в подавляющем их большинстве осознаваемых и неосознаваемых этапов, причем запуск осуществляется в сознательной сфере, продолжается в его неосознаваемых структурах и вновь попадает в область сознания.

В современной практике тренингов креативности участникам предлагаются следующие этапы креативного процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт и разработка. Ниже дана их краткая характеристика.

Подготовка. Этот этап обусловлен появлением побуждения изменить ту или иную ситуацию, переставшую удовлетворять субъекта творчества. Возникновение этого побуждения может быть названо первым инсайтом, особенно, когда проблема задается субъекту не со стороны, а формулируется им самим.

Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует ситуацию, проблему как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию. На этом этапе возникают и проверяются варианты решения, субъект совершает многократные попытки применить для разрешения проблемы известные ему схемы и алгоритмы. Критерий, на который чаще всего ориентируются люди, выбирая вариант решения или поведения, - степень сходства, подобия актуальной проблемы или ситуации тем, которые встречались ранее. В сущности, в процессе подготовки происходят углубление, детализация и прояснение образа проблемы, придание ему пусть нечеткой, далеко не окончательной, но все-таки структуры. В случае, если задача или проблема действительно относятся к творческим, обнаруживается несостоятельность известных, разработанных ранее способов решения и вариантов поведения.

Фрустрация. Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возможные варианты решения, индивид не находит ответа, оказывается в тупике.

Фрустрация переживается в крайне дискомфортной форме, когда индивид чувствует напряжение, раздражение, обескураженность, неполноценность, усталость, апатию. Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что условия задачи некорректны, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше сознание субъекта насыщено стереотипами, установками с жесткими идентификациями. Положение усугубляется тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровня рефлексии происходящего.

Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа находится человек, в какой области ему недостаточно информации, где ее можно получить и т.д. Инкубация. Специфика этого этапа креативного процесса обусловлена положением о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга.

Особенности организации работы этих полушарий, в частности, описываются с помощью понятий латерализации и реципрокности. Латерализация (как специализация больших полушарий) усиливается по мере развития человека и приводит к тому, что полушария головного мозга начинают по-разному участвовать во всех психических процессах. Кроме того, полушария действуют «по очереди»: когда активно правое, деятельность левого притормаживается и наоборот. Эта особенность получила название реципрокности.

В настоящее время принято считать, что левое полушарие отвечает за формирование дискретной, линейной модели мира, кодированной знаками и понятиями, связанной между собой причинно-следственными связями, а правое - за формирование непрерывной модели, в которой ведущую роль играют сложные образы реальных объектов, тесно связанные между собой эмоциональными отношениями.

Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передается» в правое полушарие. Из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые «ключевые» образы, то они в итоге займут свое место в «пустотах» структуры решения.

Инсайт. Инсайт - это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка креативного процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи. Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации.

Разработка. Разработка, или верификация, - завершающий этап творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами.

Этот этап может быть представлен двумя подэтапами:

Собственно проверка истинности инсайта (верификация). Субъект креативного процесса ищет ответа на вопросы: «Будет ли это работать?», «Соответствует ли это исходным условиям?», «Действительно ли это ответ на поставленный вопрос?» Иногда случается, что казавшаяся блестящей идея меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего может снова начать подготовку;

Осуществление. Если истинность инсайта установлена, то процесс продолжается на втором подэтапе, продолжительность которого варьируется от нескольких секунд (например, реализация варианта поведения в общении) до нескольких лет. На стадии воплощения решающую роль играют навыки, умения, техники и ресурсы.

Известны различные подходы к построению программ, развивающих творческие способности. Подавляющее большинство этих программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности. В ее развитии преобладает компонентный подход, ведущая роль в котором отводится развитию характеристик дивергентного мышления.

Таким образом, социально-психологический тренинг креативности - частная форма тренинга личностного роста, направленная на развитие творческого мышления человека. В подчиненном отношении к этому находятся задачи осознания и преодоления барьеров проявления креативности, осознания характеристик креативной среды, формирования навыков и умений управления креативным процессом.

В ходе тренинга создается и удерживается среда со следующими параметрами: проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.

Добрый день!

Способность к творчеству – креативность (от англ. creativity ) – умение человека видеть вещи в новом, необычном ракурсе. Сегодня мы будем стараться активно проявлять креативные качества: гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение. Иными словами, обучаясь креативности, мы будем искать необычные способы применения обычных вещей.

Предлагаю каждому участнику оформить собственную визитку, где указывается тренинговое имя (свое личное, игровое, друга, литературного героя, реального политического деятеля), и схематическое изображение себя в виде предмета, цветка, животного.

Давайте знакомиться. Скажите, пожалуйста, как вас зовут, что вы нарисовали, и с чем это связано?

Упражнение “Улыбка”

К сожалению, сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. Мы уже привыкли видеть хмурые лица вокруг и – самое страшное, сами перестали улыбаться. Пожалуйста, подойдите друг к другу и, улыбаясь, скажите несколько приятных слов. Обратите внимание на свои ощущения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствуете, улыбаясь другому человеку?
  2. Трудно ли улыбаться всем членам группы? Возникает чувство неловкости, натянутости мышц лица?
  3. Что вы чувствуете, когда улыбка адресована вам?
  4. Приятно ли вам это, или у вас возникает чувство, что сейчас о чем-то попросят?

Упражнение “Чудо-стул”

Цели: – стимулировать творческую работу группы с помощью театральной игры, импровизировать способности по визуализации образа. Содействовать переходу от обычной формы мышления к необычной.

Давайте договоримся, что жизнь со всеми ее проблемами, заботами, тревогами продолжается за стенами этой комнаты. Здесь же на протяжении ближайшего времени будет пространство воображения и театра. А в мире театра возможно все. К примеру – самый заурядный – обычнее не бывает – стул! Но это в этой жизни, предмет находящийся у меня в руках, является приспособлением для сидения, мебелью... А в театре... Во, что можно превратить стул силой воображения?

Сейчас – задание!

Превратите стул в любой предмет или живое существо. Каждый, у кого возникает идея, поднимает руку выходит в центр, чтобы представить нам новый образ чудо-стула. После каждого показа начинаю отсчет до трех (как на аукционе!), если до цифры 3 не окажется новый участник в центре со своим вариантом чудесного превращения стула, то последний игрок будет признан победителем.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие идеи ваших товарищей показались вам наиболее интересными? Это упражнение было для вас трудным или наоборот очень легким?

Упражнение “Самолетик”

Делим группу на две команды. Каждой команде выдается по одному листу формата А 4.

Инструкция: “У вас есть 5 минут на обсуждение, затем вы должны сложить из этого листа самолетик. Победит та команда, чей самолет улетит дальше. Самое главное соблюдать следующие условия.

Одновременно собирают самолетик только два человека. Эти два человека могут сделать только один перегиб, затем они должны уступить место другой паре, другой команды.

Вы можете пользоваться только одной рукой, вторую уберите за спину”.

Обсуждение: какие трудности возникли у вас при выполнении данного упражнения?

Упражнение “Пингвинчики”

Цели: снятие мышечного напряжения, повышение настроения и чувства бодрости.

Все мы знаем, что пингвины живут в Антарктиде, и бывает им там холодно. Они вытягивают руки вдоль туловища и, переваливаясь с ноги на ногу, сбиваются в стайку и постепенно перемещаются в хаотичном порядке: из центра на периферию и обратно.

Задача участников – встать как можно плотнее и, изображая пингвинчиков, тереться друг о друга, тем самым, перемещаясь от центра скопления к краю и наоборот. Необходимо, чтобы каждый участник побывал в центре, т.е. “погрелся”.

Обсуждение: что помогало \ мешало справиться с задачей?

Упражнение “Два автобуса”

Цель: определить уровень сплоченности коллектива.

Группа делится на две команды. На середину комнаты ставятся две пары стульев, спинками на внешнюю сторону. Каждая пара стульев находится на расстоянии 2–3 метров от другой пары.

Инструкция: две группы людей стоят на остановке и ждут своих автобусов. Подъезжает 1 автобус, участники в него садятся, затем во 2, вторая команда. Команды заполняют свои автобусы. Автобусы в час пик, в них, очень тесно, но нужно удержаться, чтобы никто не упал. Но произошла поломка одного из автобусов, однако доехать нужно всем, поэтому все пассажиры второго автобуса садятся в первый. Становится еще теснее.

Задача участников – продержаться в автобусе хотя бы 20 секунд.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы чувствовали во время упражнения, и после его выполнения?
  2. Удалось ли справиться с заданием?
  3. Сколько времени на это понадобилось?
  4. Что способствовало выполнению задания?
  5. Что вы сделали для того, чтобы его выполнить? Какую роль играл каждый участник?
  6. Что мешало? Как можно было бы выполнить это задание по-другому?

Упражнение “Летающие”

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия летающих насекомых в двух вариантах: стрекоза, комар, муха, оса, бабочка, моль, они читают свои карточки так, что больше этого никто не видел.

Задача каждого – найти свою пару

Можно использовать любые невербальные приемы (жесты, мимику), но нельзя называть и издавать характерные звуки насекомого. Когда участники находят свои пары, они становятся рядом, но продолжают молчать. Когда все пары образованы, что получилось.

Эта игра на всматривание, в которой, исключая речь, мы оставляем возможность взаимодействия с использованием только визуального канала восприятия. Это дает возможность диагностики уровня развития визуального канала и его восприятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было найти свою пару? На что вы ориентировались, когда искали свою пару?
  2. Удалось ли вам найти ее?
  3. Удалось ли вам изобразить именно то насекомое, которое было нужно? Какими средствами выражения вы пользовались?

Упражнение “1 из 3”

Цели: тренировать подвижность мышления, как фактор креативного поведения и адекватной самооценки.

Способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Создавать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.

На площадке для упражнения должно быть 3 условных обозначения.

Инструкция: условия игры просты. Я предложу вам серию вопросов, по которым метафорически мы попытаемся определить особенности вашей личности. Вдумайтесь в смысл образа, определите, какой вариант вам ближе всего, и в соответствии со своим выбором займите, пожалуйста, место на игровой площадке.

Итак, кто вы: фрак, футболка или военная гимнастерка?

(Выбор сделан, прошу прокомментировать ваше решение.)

  • Кто вы: ребенок, зрелый человек, пенсионер?

(Напоминаем, что речь вовсе не идет о реальном возрасте игрока, а лишь об образе – “душевном возрасте” т.е. на сколько лет человек себя ощущает.)

  • Кто вы: деревня, город, столица?
  • Кто вы: вода, огонь, земля?
  • Кто вы: палатка, квартира, вилла?
  • Кто вы: табличка с надписью – “Посторонним вход воспрещен!”
  • “Скоро вернусь...”
  • “Добро пожаловать!”
  • Кто вы: “Да”, “Возможно”, “Нет”?
  • Кто вы: велосипед, мотоцикл, роллс-ройс?
  • Кто вы: прошедшее, настоящее, будущее?
  • Кто вы: свободный художник, наемный работник, руководитель фирмы?

(Напоминаю, речь идет об образе, а не реальном положении дел.)

Завершение: обсуждение игры

– Что понравилось, а что нет?

– Ответ, на какой вопрос был наиболее проблематичным?

– На какой вопрос было легче всего ответить? Почему?

– Удивил ли вас выбор кого-то из ваших товарищей по команде?

– Удалось ли вам открыть что-то в самих себе в ходе игры?

Упражнение “Суперскрепка”

Цель: решить проблемы творческим подходом.

Время ограниченно.

Инструкция: разделить группу на 3 мини-группы, каждой группе даётся лист формата А4.

(Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки.)

Необходимо ограничить упражнение во времени. После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.

Вопросы для обсуждения:

– Легко ли было справиться с этим заданием?

– Какие были трудности?

Упражнение “Я + Ты”

Цель: понимание и сплочение, понять своего партнера – значит успешно закончить это упражнение.

Делим участников на пары и просим их встать возле одной из стен комнаты.

Инструкция: возьмите по одному листу формата А4 на каждую пару. Встаньте лицом друг к другу, зажмите лист бумаги лбами, заведите руки за спину. Ваша задача – произвольно передвигаться по комнате до противоположной стены. Разговаривать нельзя. Роняете листок, начинаете сначала.

Вопросы для обсуждения:

  1. Расскажите о своих ощущениях?
  2. Какие были трудности?

Упражнение “Виртуальная прогулка”

Цель: раскрепоститься, проявить свою оригинальность и креативность.

Хотя мы не так давно начали наш тренинг, предлагаю вам прогуляться. Представьте, что мы с вами вышли на улицу.

Участники перемещаются друг за другом, по кругу. Задаются условия, а участники должны идти их соблюдая.

Вдруг пошел сильный дождь, ваша одежда начинает промокать, вы торопитесь домой.

Вы забежали под дерево, а под ним много сосновых шишек, по которым очень не удобно ходить, очень.

Дождь закончился, вышло солнце, асфальт накаляется, он все горячей и горячей.

Вам осталось 10 метров до дома, уже поздняя ночь, ничего не видно, комары кусают, замучили.

Расскажите о своих ощущениях.

Упражнение “Веселые шары”

Цели: развивать координацию движения, концентрацию внимания, работу в команде. Группа делится на 2 команды.

Инструкция: Прошу каждую команду встать в круг и взяться за руки. Ваша задача – удержать шары в воздухе, не расцепляя рук, в течение 3 минут. Нельзя просто держать шары. Они должны быть именно в воздухе. Упавший шар поднимать нельзя. Победит та команда, которая сможет удержать большее количество шаров.

Вопросы для обсуждения:

– Расскажите какие трудности вы испытывали?

– Что было легко?

Групповой коллаж

“Любовь в моей жизни”

Коллективное выполнение участниками тренинга творческой композиции. Длительность работы 10–15 минут на этот период вводится запрет на обсуждение содержательной стороны создаваемой композиции.

Психологический смысл упражнения – возможность проследить и осознать не явные установки участников применительно к теме. Развиваются навыки невербального общения, эмпатия, умение координировать совместные действия.

Обсуждение:

Каждый участник представляет свои фрагменты композиции, раскрывает вложенный в них смысл, и делится общими впечатлениями от процесса работы и восприятия ее результата.

Упражнение “Маяк”

Звучит музыкальная композиция имитирующая шум моря.

Рассаживайтесь по удобнее. Закройте глаза. Расслабьтесь. Отрегулируйте дыхание. Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На вершине острова высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком, стоящем на скалистом острове. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже сильные ветра, постоянно дующие на острове, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов.

Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча, скользящего по океану, предупреждающего мореплавателей о мелях, являющегося символом безопасности для людей на берегу. Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе – света, который никогда не гаснет. Вы уверены в себе. Вам хорошо и спокойно. Вы отдохнули. Открываем глаза...

Вопросы для обсуждения:

Удалось ли вам всю картину, и вызвать соответствующие телесные ощущения?

Упражнение “Чепуха”

Каждый участник получает лист бумаги и пишет на нем ответ на вопрос ведущего, после чего загибает лист таким образом, чтобы его ответ не был виден, и передает своему соседу справа. Тот письменно отвечает на вопрос ведущего, вновь загибает лист и передает дальше. Когда вопросы закончатся, каждый участник разворачивает лист, оказавшийся у него в руках, и вслух, как связный текст, читает записанные на нем ответы.

4. Чем занимались?

5. Как это происходило?

6. Что запомнилось?

7. И что, в итоге получилось?

8. Какой из получившихся текстов показался вам наиболее интересным?

Н.Ю. Хрящева.

Основной целью программы является осознание креативности в себе и ее развитие.
Задачи:
1) осознания и преодоления барьеров проявления креативности;
2) осознания характеристик креативной среды;
3) формирование навыков и умений управления креативным процессом.
Тренинг креативности дает возможность, не создавая критических уровней напряжения, получить личностно окрашенную обратную связь.

Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обуславливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.
В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.
При этом психолог ориентируется на следующую последовательность шагов:

  • детализация образа проблемы и ее кроссмодальное сопряжение с содержанием накопленного опыта;
  • использование эвристических приемов и техник управления креативным процессом;
  • воплощение найденного решения или варианта поведения в реальность.

3.4 Игры гештальт-терапии

(сост. Е Петрова)

Цель: Обучение базовым знаниям в гештальт-терапии с использованием техник, которые раскрывают суть практического использования методов гештальт-терапии в групповой работе.
Основные понятия:

  • отношение фигуры и фона;
  • осознание и сосредоточенность на настоящем (принцип "здесь и теперь");
  • расширение границ осознания;
  • усиление внимания к чувствам;
  • механизмы защиты;
  • понятие зрелости.

Гештальт-терапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе и последующего изучения экзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению. В настоящее время гештальт-группы известны своими сильными руководителями и ориентацией на развитие автономности и ответственности среди участников.
Исследования в области восприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции. Невротическое функционирование возникает, тогда, когда между нашими внешней и внутренней зонами осознания вклинивается средняя зона фантазии. Понятие "противоположности", ярким примером которого является конфликт между "нападающим" и "защищающимся", описывает борьбу между двумя полярными сторонами нашего "Я", которые должны сосуществовать вместе. Функции защиты представляют собой неэффективные способы избавления от угрозы или стресса и включают в себя патологическое слияние, ретрофлексию, интроекцию и проекцию. Зрелость описывается, как способность найти свои собственные ресурсы поддержки и принять ответственность за самого себя.

1. "Приветствие"
В двух шеренгах – по команде ведущего, двигаться навстречу друг другу и не вербально поприветствовать другого. После каждого контакта сдвинуть шеренгу на один шаг. В каждой новой пробе использовать новую форму приветствия.
2. "Встреча руками"
Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут:
1) друг друга;
2) познакомятся;
3) проявят симпатию;
4) потанцуют;
5) подерутся;
6) помирятся;
7) попрощаются.
Всего задание занимает 5 – 7 минут. Обсудить чувства на разных этапах.

17. "Я должен"
Напишите 3 фразы, которые начинаются со слов "Я должен..." Попробуйте заменить их на фразы, которые начинаются со слов "Я могу...", с тем же продолжением. В паре произнесите "с чувством" эти новые фразы. Осознайте, какие действительные чувства и потребности стоят за этими словами. Напишите 7 – 10 фраз, в которых отражено то, что вы никогда не сможете. После этого работа в парах. После этого замените " я никогда не смогу" словами" Я очень хочу". Обсудите и подумайте, какое желание за этим стоит на самом деле. Например: "Я никогда не буду воровать" это значит, что я задавливаю свою зависть к людям, не позволяю себе завидовать тем, кто, что-то имеет. "Я никогда не смогу убить – я никогда не позволю себе злиться" (Даниил Хломов).
18. "Я не должен"
Напишите 3 раза фразы, которые начинаются со слов: "Я не должен". Замените в этих фразах начало на "Я могу...". Подумайте, какую награду, психологическую или материальную, вы получали в детстве и получаете сейчас благодаря соблюдению этих долженствовании. Осознайте, какое "наказание" вы понесете за нарушение, или какую плату придется платить, чем вы рискуете, если нарушите запрет. Этот эксперимент нацелен на исследование интроектов (Елена Петрова).
19. "Кукла"
Один человек – кукла, второй – экспериментатор. Задача экспериментатора – исследовать возможности оперирования, обращения с телом куклы. Насколько далеко руки разводятся, насколько голова поворачивается. Кукла имеет право сказать "стоп". Задача – добиться от куклы "стоп", определить границы. Обсуждение нацелено на то, насколько был осторожен экспериментатор, боялся причинить боль или перейти границу, насколько была тревожна "кукла", говоря "стоп" раньше времени.
Один человек – экспериментатор, второй – говорящая кукла. "Кукла" знает одну-единственную сказку (историю – готовую, которую хорошо знает, и задумывает заранее). "Кукла" придумывает на своем теле "кнопку" – одну единственную. Терапевт должен где-то на теле, пробуя прикосновения, пробуя прикосновения, найти эту кнопку, "нажать" ее и услышать историю (Даниил Хломов).
20. "Благодарность"
Выберите человека, которого точно уважаете, который для вас важен. Напишите его наиболее важные характеристики. Зачеркните его имя, Напишите свое. Осознайте, которые из этих характеристик действительно относятся к вам (Даниил Хломов).
21. "Работа с именем"
Имена, которые записаны в документах, отражают родительские ожидания, направленные на ребенка, культурный и исторический фон, часто историю рода или историю страны. Кроме "официального" имени" человек несет детские и "особенные" имена. Те, которыми его называли в детстве родственники и родители, как его называют сейчас близкие люди или враги.
Для исследования стоит обратить внимание на само имя и его значение, варианты имени (в том числе имя, когда он был ребенком), прозвища. Предлагается несколько вариантов экспериментов, которые могут активизировать чувства, связанные с именем и ассоциированных с именем отношений в первоначальной семье.
Разные варианты экспериментов, выделяя разные фигуры, позволяют фокусироваться на разнообразных аспектах одной большой темы. Нет смысла делать их подряд, – но стоит выбрать подходящий для данной сессии. "Вспомните имена, которыми Вас называли в детстве. Кто дал Вам эти имена, в каких обстоятельствах Вас называли тем или иным именем. Кто называл. В каких обстоятельствах. Какие чувства Вы испытываете, когда думаете об этих именах. Как чувства есть у Вас к этим людям сейчас.
Вспомните детские имена и прозвища. Какие чувства они вызывали. Выберете наиболее яркие. Вспомните "детские" ощущения и назовите себя сейчас этим прозвищем. Какие чувства и кому выражало это имя. Как к Вам относились те, кто давал это имя или прозвище.
Какие у вас сейчас есть прозвища или ласкательные имена. Как вы их получили. Какие области жизни они затрагивают.
Есть ли разные имена сейчас дома и на работе. Если да, с чем это связано. Какие у вас сейчас варианты имен. В каких ситуациях вас так называют, когда вы так представляетесь, кому, где. Какие чувства у вас ассоциируются с этими именами. Какие отношения с этими людьми.
Вспомните ваши имена в разные периоды жизни. Вспомните отношение к своему имени в разные периоды жизни. Как оно менялось. Гордились ли вы, любили свое имя, или были периоды негативного отношения. Связь изменений в жизни, в том числе кризисов, и отношения (выбора) имени. Какая связь имен и отношения к своему полу. Были ли случаи, когда вас называли именем, не соответствующим вашему полу, или которое вызывало насмешки.
Как выбирали Ваше имя родители. Что вы об этом знаете. Их ожидания. В честь кого. Какое символическое значение вашего имени, что оно значит в переводе, что оно значило для Вас в разные периоды жизни.
Как вы себя чувствуете с вашим именем среди толпы (среди других). Отношение к тем, у кого такие же имена, чувствуете ли вы себя хорошо или у вас возникают негативные чувства, когда есть еще люди с такими же именами. Если Ваше имя уникальное – как вам среди тех, кто носит обыкновенное имя.
Если бы вы выбирали себе имя заново, – какое бы вы выбрали второе имя и почему, что оно могло бы символизировать. Какие есть доводы для сохранения старого имени. Какие резоны для выбора нового.
22. "Старый заброшенный магазин"
Упражнение с использованием воображения, управляемой фантазии. При его выполнении участники могут прикоснуться к тем аспектам своей личности, которые ранее не осознавались.
"Представьте себе, что вы идете вниз по городской улице поздней ночью. Что вы видите, слышите, чувствуете? Вы замечаете маленькую боковую улочку, на которой находится старый заброшенный магазин. Окна его грязные, запыленные. Но если заглянуть в эти окна, вы можете заметить какой-то предмет. Тщательно его рассмотрите. Отойдите от заброшенного магазина, идите, пока не вернетесь в город".
В паре или в малой группе опишите этот предмет, обнаруженный вами за окнами заброшенного магазина. Затем поговорите от имени этого предмета, от первого лица. Как Вы чувствуете себя? Почему Вы оставлены в магазине? Кто Вас оставил? На что похоже ваше существование в качестве этого предмета? Через несколько минут "станьте собой" и вернитесь мысленно в тот же город. Подойдите к магазину, и еще раз рассмотрите предмет в окне. Видите ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли что-нибудь сказать ему? (По Джону Стивенсу).
Вариант 1. "Представьте себе, что Вы прогуливаетесь по большому старому городу. Может быть, это знакомый Вам город, или воображаемый. На улице Вы можете найти предмет, унесите его с собой".

Вариант 2. Вы турист, на экскурсии Вы находите "Волшебный магазин сувениров". Заходите в помещение, оглядываетесь. Первая помещение – старинная мебель, картины, лампы, люстры, зеркала. В другой комнате Вы видите старинную посуду, ковры, утварь. В отдельной витрине – куклы, экзотические раковины, сувениры из экзотических стран. А в глубине небольшая комната, где сокровища букиниста. Какой-то интересный предмет привлечет Ваше внимание. Вы понимаете, что это сувенир, этот предмет – для Вас" (предложено Ф.Перлзом).

Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности выпускников на рынке труда. И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху .

Поэтому умение быстро ориентироваться в ситуации, способность найти нестандартный вариант решения, взглянуть на проблему с другой стороны во многом определяют успешность человека. Развитие креативных способностей исходит из двух главных проявлений креативности:

  1. Возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату.
  2. Возможность создавать какой-либо продукт, обладающий новизной и оригинальностью.

Особенности протекания подросткового возраста обусловлены социальной ситуацией развития, складывающейся в этот период. В научной литературе можно найти мнение об изменении в социальной ситуации развития современных подростков в нашей стране относительно их сверстников 20-25-летней давности, а «качественных различиях социальной наполненности» становления самосознания по сравнению с предыдущими десятилетиями.

В связи с этим эффективность традиционных средств воспитания и развития, таких как лекции, беседы, наглядный пример и прочие, во многом снижаются, так как подросток не чувствует свою субъектность. Это также относится и к развитию креативности подростка .

Поэтому постоянно идут поиски новых форм работы, которые бы в большей степени, чем традиционные средства развивали субъектность подростка. Одной из таких форм работы и обучения, предлагаемых современной психологической наукой, является социально-психологический тренинг.

История развития социально-психологического тренинга как формы работы достаточно длительная, его развитием занимались Д. Ли, В. В. Никандров, И. В. Вачков и другие. А. Н. Лутошкин, одним из первых в нашей стране, стал пользоваться упражнениями с элементами тренинга в работе с подростками, отмечая эффективность применяемых процедур.

В качестве ведущего социально-психологического тренинга может выступать не только психолог, но и представитель смежных специальностей: педагог, социальный работник. Но в любом случае профессиональный ведущий должен быть способен совмещать ряд функций :

  • Администратора (собрать, подготовить, договориться, учесть в работе все организационные вопросы).
  • Лектора (интересно рассказывать).
  • Методиста (подготовить программу, задания, методические материалы).
  • Эксперта (разбираться в предметной сфере, которой посвящен тренинг).
  • Переговорщика (добиваться соблюдения правил и процедур, уметь «продвигать» свои идеи).
  • Педагога (уметь научить).
  • Лидера (вести за собой и отвечать за результат).
  • Спортсмена (уметь «выложиться на дистанции» тренинга).

Целью нашей программы социально-психологического тренинга «Креатив +» является создание условий для развития креативных способностей старших подростков. В рамках поставленной цели были выделены следующие задачи:

  1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности : беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации.
  2. Демонстрация возможностей креативности при решении жизненных проблем , а также достижении личных и профессиональных целей.
  3. Формирование навыков командной творческой работы

Мы предлагаем развивать креативные качества по трем направлениям: когнитивное, аффективное и поведенческое. Когнитивное направление включает в себя информацию по вопросам креативности: ее проявлении и развитии. Под аффективным аспектом понимаем формирование позитивного восприятия креативности, а также эмоциональное принятие данной поведенческой модели для себя. Поведенческое направление включает формирование умений и навыков проявления креативности в рамках эффективной коммуникации.

Программа рассчитана на 18 академических часов (всего 6 занятий). Занятия проводятся в течение одной недели каждый день по 3 часа, с одним перерывом в 10 минут.

Занятие №1 «Мысль - это творчество!»

Главная задача этого занятия - продемонстрировать основные качества, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность) и предоставить разнообразные возможности потренировать их.

На этом занятии идет тренировка основных качеств творческого мышления. Акцент при обсуждении упражнений делается на том, в каких именно жизненных ситуациях и для чего нужны соответствующие качества, даем участникам возможность провести как можно больше параллелей между тренингом и обычной жизнью.

Занятие №2 «Точка зрения»

Занятие включает ряд упражнений, призванных научить участников смотреть на привычные вещи в новых, необычных ракурсах, замечать оригинальное в обыденном. Они иллюстрируют один из ключевых принципов творческого мировоззрения: «Любая частная точка зрения на что бы то ни было - это лишь одна из возможных точек зрения» .

Занятие №3 «Через тернии к звездам»

Основная задача этого занятия - преодоление барьера на пути к творческой самореализации, состоящего в том, что люди считают многие вещи невозможными «по определению» и, как следствие, даже не пытаются их осуществить. Упражнения позволяют продемонстрировать условность понятий «возможное - невозможное», их зависимость от ряда допущений. Это побуждает взглянуть на привычные вещи в новом ракурсе, переосмысливать и, в ряде случаев, преодолевать внешние и внутренние ограничения. Наряду с этим, в ходе выполнения этих упражнений продолжают развиваться качества творческого мышления, а также происходит сплочение команды.

Занятие №4 «Язык гениев J »

Занятие направлено на активизацию творческого потенциала при общении, нахождении взаимопонимания с окружающими. С одной стороны, если к процессу общения подходить креативно - возможностей установить контакт с разными собеседниками оказывается больше, чем, если общаться шаблонно, всегда и со всеми одинаково. Но, с другой, креативного, оригинально мыслящего и живущего человека понять зачастую нелегко, особенно тем, кто сам не склонен к творчеству. Эту дилемму и предлагается исследовать.

Занятие №5 «Креативное решение проблем»

Занятие направлено на то, чтобы обучить пользоваться собственной креативностью при решении реальных жизненных проблем, постановке и достижении целей. Упражнения демонстрируют, что креативность - это не просто «вещь в себе», а эффективный инструмент, который можно и нужно использовать в различных жизненных ситуациях.

Занятие №6 «Необычные итоги»

Завершающая встреча направлена на то, чтобы осмыслить полученный в ходе тренинга опыт, подвести итоги, дать обратную связь по прошедшим занятиям.

Структура занятия:

  • Ритуал приветствия, обмен чувствами, разминка.
  • Рефлексия прошлого занятия.
  • Формулирование темы и цели занятия, сбор ожиданий участников.
  • Основная часть: теоретическое и практическое освоение материала.
  • Рефлексия занятия.
  • Завершающее упражнение, ритуал прощания.

Основные правила взаимодействий на занятиях:

  • Информирование;
  • Беседа;
  • Дискуссия;
  • Различные тренинговые упражнения: вербальные и невербальные, для работы индивидуально, в парах, в тройках и всей группой;
  • Работа с рисунком;
  • Ролевая игра.

Подбор процедур данного тренинга осуществлялся по принципу актуализации в них основных ситуаций проявления креативности, а также способности старшего подростка к анализу и рефлексии своих поведенческих и эмоциональных проявлений.

В основу предлагаемого тренинга креативности положено несколько принципов.
1. Моделирование ситуаций новизны и неопределенности. Внешняя схожесть техник, применяемых в этом тренинге, с реальными жизненными и профессиональными проблемами, сведена к минимуму. Это сделано намеренно, чтобы избежать активизации разного рода стереотипов у участников, дать им возможность воспринять задания как принципиально новые, требующие поиска оригинального решения. Параллели между психологическими механизмами выполнения предлагаемых в тренинге заданий и способами решения реальных жизненных проблем проводятся только после окончания выполнения упражнений, на стадии обсуждения. Кроме того, инструкции выполнения предлагаемых упражнений в большинстве случаев содержат лишь обозначение целей и условий работы, но не содержат конкретных инструкций, алгоритмов ее выполнения. Это создает условия неопределенности, множественности «степеней свободы», что служит важной предпосылкой активизации креативности. «Чтобы перейти от репродуктивного обучения к творческому, деятельность… должна организовываться таким образом, чтобы она приводила к получению учеником качественно новых результатов, как в обучении, так и в его развитии» .
2. Игровой характер взаимодействия. В широком смысле игра определяется в психологии как форма активности, не направленная на получение какой-то утилитарной выгоды, мотивация которой лежит в самом процессе ее выполнения. Большинство техник, входящих в тренинг, по внешнему содержанию представляются подчеркнуто «бессмысленными», не направленными на решение каких-либо прагматических задач или актуальных жизненных проблем. От участников, собственно, и требуется на время их выполнения отвлечься от этих проблем, уподобившись играющим детям, проявить спонтанность, просто увлечься деятельностью, не думая о том, какую пользу она принесет. Конечно, техники подобраны таким образом, что каждая из них должна принести участникам пользу, способствовать развитию тех психологических механизмов, которые применимы в реальных условиях, а не только в смоделированных в тренинге игровых ситуациях. Но выяснение того, в чем именно эта польза состоит, осуществляется «задним числом», на стадии обсуждения. Выполнять же эти техники лучше спонтанно, не задумываясь над тем, для чего это нужно; просто позволить себе поиграть, как маленькие дети.
3. Позитивная обратная связь, отказ от критики содержания работы. Соблюдение этого принципа важно по двум причинам. Во-первых, позитивная обратная связь (принятие, похвала, одобрение) создают у участников положительный эмоциональный настрой, благоприятствующий работе. Во-вторых, критические суждения в большинстве случаев вызывают у адресатов защитную реакцию и, как следствие, блокируют проявления креативности. Последнее особенно ярко проявляется на стадии генерации идей. Поэтому в контексте тренинга креативности следует избегать критических суждений как со стороны ведущего, так и со стороны участников.
4. Баланс между интуицией и критическим мышлением. В общем смысле это баланс между право- и левополушарной активностью головного мозга. Тренинг нацелен не на то, чтобы сделать участников целиком спонтанными и не склонными к критике, а на то, чтобы обучить их различать и «бесконфликтно» разграничивать те моменты, когда более уместна опора на спонтанность и интуицию, и те, когда целесообразно критически осмыслить ситуацию .
5. Ретроспективное выстраивание параллелей между содержанием занятий и жизненным опытом участников. Основная задача обсуждения каждой процедуры - дать участникам понять, какие психологические механизмы оказались задействованы, какие умения развивались и личностные качества активизировались, и как все это связано с жизнью участников за пределами тренинга. С одной стороны, должны быть озвучены сами эти механизмы, знания, умения. Целесообразно сначала предложить участникам высказать свои мнения, а потом, при необходимости, обобщить и дополнить их высказывания. Если участники испытывают затруднения, то допускается короткий рассказ-монолог ведущего. С другой стороны, участникам следует сопоставить полученный опыт с событиями собственной жизни - как прошлыми, так и будущими . Поэтому на стадии обсуждения допускается отступление от классического для психологических тренингов требования находиться в ситуации «здесь и сейчас», участники могут приводить примеры жизненных событий, лежащих за пределами тренинга.
6. Широкое использование средств визуальной и пластической экспрессии. Это рисунки, драматические постановки и т. д. Такие средства способствуют как развитию качеств творческого мышления и воображения, так и «подталкиванию» участников в личностном плане, способствуют отказу от шаблонности и стереотипов.

Понятие «креативность» тесно связано с понятием «творчество».

В большинстве определений творчества отчетливо проявляется ориентация на процессуальную или продуктивную его сторону. Так, С.Л. Рубинштейн определяет творчество как деятельность, созидающую «...нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творчества, но в историю развития науки, искусства и т.д.» 1 . По мнению М.Г. Ярошевского, «творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении субъекта, так и порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты» 2 . В этих определениях творчество просматривается по его результатам: идеям, поведению, материальным объектам.

Определение творчества с процессуальных позиций принадлежит В.М. Бехтереву. Он определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта. тренинг креативность психологический творчество

К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим продуктом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни».

В зарубежной психологии выделяются две группы подходов к определению сущности творчества: ориентированные на поиск источников; ориентированные на процесс.

В первую группу могут быть включены, по крайней мере, три подхода.

  • 1. Психоаналитический подход утверждает, что творчество является результатом внутриличностных конфликтов. Творческий процесс по своей сути - экстернализация продуктов воображения посредством взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления.
  • 2. Гуманистическая психология считает, что творчество возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс - это реализация естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий.

Психометристы, такие как Д. Гилфорд, считают, что природный творческий потенциал индивида определен генетически и может быть измерен стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.

В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию «ассоцианистов», которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдаленные ассоциации в процессе поиска решения проблемы. Гештальтпсихология исходит из того, что творческое мышление - это не логические, пошаговые действия и не разрозненные ассоциации, а более определенное реструктурирование целостной ситуации.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают также способность человека обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (К. Роджерс).

Креативность представляет собой способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно. Это - быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенное условие актуализации этой способности - самообладание и уверенность в себе.

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых экспериментально-обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Д. Гилфордом, который считал необходимым для творчества интеграцию конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, регулятивного) мышления. Он выделяет как результат интеграции обоих измерений мышления такие его особенности:

  • - беглость как способность генерировать максимальное количество идей;
  • - гибкость как способность к порождению широкого многообразия идей;
  • - оригинальность как способность генерировать нестандартные идеи;
  • - точность как способность придавать завершенный вид продуктам мышления.

Этапы, стадии и фазы творческого процесса по-разному рассматриваются исследователями. Основное, что объединяет описания творческого процесса, - присутствие в подавляющем их большинстве осознаваемых и неосознаваемых этапов, причем запуск осуществляется в сознательной сфере, продолжается в его неосознаваемых структурах и вновь попадает в область сознания.

В современной практике тренингов креативности участникам предлагаются следующие этапы креативного процесса: подготовка, фрустрация, инкубация, инсайт и разработка. Ниже дана их краткая характеристика.

Подготовка. Этот этап обусловлен появлением побуждения изменить ту или иную ситуацию, переставшую удовлетворять субъекта творчества. Возникновение этого побуждения может быть названо первым инсайтом, особенно, когда проблема задается субъекту не со стороны, а формулируется им самим.

Этап подготовки характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. Субъект логически прорабатывает, анализирует ситуацию, проблему как в целом, так и отдельные ее элементы, собирает дополнительную информацию. На этом этапе возникают и проверяются варианты решения, субъект совершает многократные попытки применить для разрешения проблемы известные ему схемы и алгоритмы. Критерий, на который чаще всего ориентируются люди, выбирая вариант решения или поведения, - степень сходства, подобия актуальной проблемы или ситуации тем, которые встречались ранее. В сущности, в процессе подготовки происходят углубление, детализация и прояснение образа проблемы, придание ему пусть нечеткой, далеко не окончательной, но все-таки структуры. В случае, если задача или проблема действительно относятся к творческим, обнаруживается несостоятельность известных, разработанных ранее способов решения и вариантов поведения.

Фрустрация. Переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возможные варианты решения, индивид не находит ответа, оказывается в тупике.

Фрустрация переживается в крайне дискомфортной форме, когда индивид чувствует напряжение, раздражение, обескураженность, неполноценность, усталость, апатию. Возникает ощущение, что решения в принципе не существует, что условия задачи некорректны, что кто-то виноват в сложившейся ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше сознание субъекта насыщено стереотипами, установками с жесткими идентификациями. Положение усугубляется тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровня рефлексии происходящего.

Конструктивное отношение к фрустрации предполагает признание за ней роли закономерного этапа креативного процесса, который служит сигналом для реорганизации деятельности. В этот момент целесообразно осознать, какой барьер или барьеры препятствуют проявлению креативности, в рамках какого стереотипа находится человек, в какой области ему недостаточно информации, где ее можно получить и т.д. Инкубация. Специфика этого этапа креативного процесса обусловлена положением о функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга.

Особенности организации работы этих полушарий, в частности, описываются с помощью понятий латерализации и реципрокности. Латерализация (как специализация больших полушарий) усиливается по мере развития человека и приводит к тому, что полушария головного мозга начинают по-разному участвовать во всех психических процессах. Кроме того, полушария действуют «по очереди»: когда активно правое, деятельность левого притормаживается и наоборот. Эта особенность получила название реципрокности.

В настоящее время принято считать, что левое полушарие отвечает за формирование дискретной, линейной модели мира, кодированной знаками и понятиями, связанной между собой причинно-следственными связями, а правое - за формирование непрерывной модели, в которой ведущую роль играют сложные образы реальных объектов, тесно связанные между собой эмоциональными отношениями.

Этап инкубации начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и проблема «передается» в правое полушарие. Из непрерывной правополушарной модели привлекается недостающая и вообще любая, имеющая отношение к задаче информация. Если в прошлом опыте есть необходимые «ключевые» образы, то они в итоге займут свое место в «пустотах» структуры решения.

Инсайт. Инсайт - это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это кульминационная точка креативного процесса, в которой проявляются результаты пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к вынашиванию идеи. Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации.

Разработка. Разработка, или верификация, - завершающий этап творческого процесса, в ходе которого происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами.

Этот этап может быть представлен двумя подэтапами:

  • - собственно проверка истинности инсайта (верификация). Субъект креативного процесса ищет ответа на вопросы: «Будет ли это работать?», «Соответствует ли это исходным условиям?», «Действительно ли это ответ на поставленный вопрос?» Иногда случается, что казавшаяся блестящей идея меркнет и отвергается как ложная. В этом случае субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего может снова начать подготовку;
  • - осуществление. Если истинность инсайта установлена, то процесс продолжается на втором подэтапе, продолжительность которого варьируется от нескольких секунд (например, реализация варианта поведения в общении) до нескольких лет. На стадии воплощения решающую роль играют навыки, умения, техники и ресурсы.

Известны различные подходы к построению программ, развивающих творческие способности. Подавляющее большинство этих программ нацелено на развитие тех или иных составляющих креативности. В ее развитии преобладает компонентный подход, ведущая роль в котором отводится развитию характеристик дивергентного мышления.

Таким образом, социально-психологический тренинг креативности - частная форма тренинга личностного роста, направленная на развитие творческого мышления человека. В подчиненном отношении к этому находятся задачи осознания и преодоления барьеров проявления креативности, осознания характеристик креативной среды, формирования навыков и умений управления креативным процессом.

В ходе тренинга создается и удерживается среда со следующими параметрами: проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.