Sadolesi - Информационный портал
Поиск по сайту

Отличие суннитов от шиитов в исламе. Различия суннитов и шиитов

Ислам является самой молодой из мировых религий и по распространённости с ним может соперничать только христианство. Мусульман можно разделить на два крупнейших направления в исламе -суннизм и шиизм. В чём различия между ними?

Разделение мусульман на суннитов и шиитов произошло в VII веке нашей эры во время гражданской войны в Халифате между сторонниками Муавии и Али. Али был любимым двоюродным братом пророка Мухаммеда и кроме того был женат на его единственной дочери. Али и его сторонники считали, что только Али и его потомки могут быть халифами - политическими и духовными главами последователей ислама. Сторонников Али начали называть шиитами от арабского слова "шиа", что в переводе означает "партия, фракция". Шииты считают, что главой исламской общины должно быть не выборное лицо, а избранный Богом человек - потомок Али и Фатимы, дочери пророка Мухаммеда. Шииты верят в двенадцать имамов-алидов, последний из которых пятилетний Мухаммад аль-Махди исчез в 874 г. Его называют "скрыты имамом", который находится в "Тайне" и появится в конце времён, чтобы принести на землю мир и справедливость. Имамы почитаются как непогрешимые люди, имеющие исключительные права толковать Коран и Сунну (предания из жизни пророка Мухаммеда); все их поступки считаются эталонными.

Шиизм является гораздо менее массовым направлением в исламе, чем суннизм. Шииты проживают преимущественно в Иране, Ираке, Азербайджане, значительные шиитские общины проживают в Кувейте, Ливане и Афганистане.

Суннизм является наиболее распространённым направлением ислама. Его последователи насчитывают до 90% от числа всех мусульман, то есть около одного миллиарда человек. сунниты признают власть четырёх праведных халифов (Абу-бакра, Омара, Османа и Али). Сунниты не признают божественности Али и его потомков и отрицает возможность посредничества между Богом и человеком после смерти пророка Мухаммеда. Сунниты делают акцент на следовании "Сунне", в которой содержаться высказывания и поступки пророка. сунниты считают себя верными сложившейся при Мухаммеде традиции поведения мусульман и устройства исламской общины-уммы. Сунниты признают достоверность шести крупнейших сводов хадисов, но суннитские богословы (в отличии от шиитских) не имеют права вынесения решений по важнейшим вопросам общественной и религиозной жизни, а их роль сводится только к толкованию религиозных текстов.


За последние десять лет, на международной политической арене Ислам проявил себя не только как вероисповедание, но и как крупное идеологическое движение. Сейчас эта религия играет большую роль в мировой политике. Но Ислам неоднороден, и слушая новости о событиях с восточной части Азии, простой обыватель пытается разобраться в отличие суннитов от шиитов, которые провоцирует многогодовое противостояние мусульман.

Список отличий суннитов от шиитов

Раскол и вражда среди мусульман, длится на протяжении последних тринадцати веков. Как ни прозаично, но причина вражды кроется не в отличиях верования. И одни и другие верят в Аллаха. Главный вопрос, над которым спорят поколения суннитов и шиитов - кто унаследовал божественные достоинства творца мира ?

  • Шииты . Считают что после смерти пророка Мухаммада, вся политическая и духовная власть должна отойти одаренному человеку с рода Пророка.
  • Сунниты . Полагают, что другого достойного духовного руководителя, способного заменить Мухаммада, нет. Лидер должен выбираться избирательным способом.

Основные отличия между суннитами и шиитами:

  1. Места паломничества . Шииты ездят молиться в Эн-Наджаф или Кербелу, что в Ираке. Сунниты паломничают в Саудовскую Аравию - в Мекку и Медину.
  2. Текст сунны . В священном писании, рассказывающем о жизни Пророка, шииты признают только те части, которые исходят от членов рода Мухаммада.
  3. Обряды . Шииты, во время совершения намазов, на свой коврик кладут плитку из глины - символ преклонение перед Пророком.
  4. Намазы . Сунниты исполняют пять намазов в сутки, а их идеологические противники - только три раза.

Религиозные убеждения шиитов

Шииты (от shiat A li - партия Али ) являются меньшинством в ветке ислама. Их общая численность не превышает 110 миллионов человек. Основные принципы религиозных убеждений шиитов :

  • После смерти халифа Али, верят, что управлять мусульманским движением должны его потомки.
  • Найдя противоречия в Коране, часть шиитов ставят под сомнение истинность писания.
  • Позволяют себе вступить во временный брак (mu"tah), который легально заключается на определенное время.
  • Молятся утром, днем и вечером.
  • Утверждают, что Аллаха нельзя увидеть ни в жизни, ни после смерти (в вечном мире). Связь с ним можно поддерживать через имам - выдающего богослова, который заведуют мечетью.

Религиозные убеждения суннитов

Сунниты (от люди сунны - священное предание, рассказывающее о жизни Пророка) являются самым огромным ответвлением исламского мира. Общая численность составляет более 1,1 миллиарда человек.

Религиозные убеждения суннитов :

  • Коран является первоисточником источником духовных знаний, и является словом Аллаха.
  • Сподвижник и духовный лидер (халиф) выбирается среди людей, имеющих огромный авторитет в общине.
  • Не допускается выходить замуж за христианина или еврея. А вот жениться на представительницах любых религий можно.
  • Мольба происходит со скрещенными на груди руками 5 раз в день: на заре, полдень, вечер, заход солнца, перед сном.
  • Верят, что Аллаха можно увидеть в вечном мире .

Раздел мусульман на два лагеря, шиитов и суннитов, произошел после смерти Пророка Мухаммада . Именно тогда, сунниты выбрали своим лидером тестя Мухаммада - Абу Бакра . Он был одним из четырех лидеров суннитов, который следовал делам Пророка. Другая, малочисленная часть мусульман, выбрала в качестве своего духовного наставника зятя Пророка - Али ибн Абу Талиб.

Шииты и Сунниты - одни из десяток концессий мусульман, хоть и являются самыми крупными. Есть еще исламизм, друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. течения. Сейчас, странами c мусульманским строем являются сорок государств мира .

Представление в Исламе про душу человека и загробную жизнь , ничем не отличается от христианских. Душа это сверхъестественная и бессмертная часть человека, которая может жить вне тела. Загробный мир состоит из:

  • Джанна (аналог Рая у христиан). Место (прекрасный сад), куда после смерти попадает душа мусульманина-праведника.
  • Джаханнам (подобие Ада) Неверные и грешники попадают в полыхающий огнем глубокий ров.

Но самое главное учение в Исламе состоит в том, что каждый мусульманин должен минимум один раз в своей жизни, посетить святыню мусульман - Мекку . Если у человека нет денег, или ему мешают в совершении паломничества плохое физическое состояние (болезни, инвалидность), он обязательно должен направить в Мекку своего заместителя.

4 интересных фактов про жизнь современного мусульманина

  1. Количество жен . Любой мусульманин может находиться в браке с четырьмя женами. Вторая, и следующие жены, смогут прийти в дом только после одобрения первой. Мусульманин должен заботиться о материальном достатке каждой из них, не выделяя при этом кого-то отдельно.
  2. Права женщины . Времена, когда женщина существовала только для интимной связи с мужчиной, ушли в прошлое. В большинстве мусульманских стран, представители женщины получили расширенные права: учиться, работать, водить машину и т.п.
  3. Старые исламские традиции . Использовать правую руку для приема пищи, произносить имя Аллаха до и после еды, запрет на мясо свиньи и другие старинные традиции, неуклонно исполняются и в 21 веке.
  4. Алкоголь . До прихода Пророка, мусульмане активно принимали алкогольные напитки. Сейчас мусульманину нельзя не только пить крепкие напитки, но и дарить, покупать или продавать алкоголь.

Отличие суннитов от шиитов не слишком и очевидно. И те и другие, любят Аллаха и чтят Коран, а вражда возникла, скорее всего, на почве борьбы за власть .

Видео об отличиях шиитов и суннитов

В этом видео ролике Проповедник Закир Найк расскажет, в чем основные отличия религиозных взглядах шиитов и суннитов, их мировоззрение и принципы:

Сунниты и шииты – крупнейшие течения ислама, приверженцы которых находятся в состоянии непрекращающейся вражды друг с другом, обостряя и без того напряжённую обстановку на Ближнем Востоке. По данным исследовательского центра Pew Research, 40 процентов суннитов считают, что шииты не являются истинными мусульманами.

Разногласия суннитов и шиитов уходят корнями в далёкое прошлое.После смерти в 632 году пророка Мухаммеда между его последователями разгорелся спор о том, кто должен унаследовать политическую и духовную власть над арабскими племенами. Большинство поддержало кандидатуру Абу Бакра, друга Пророка и отца его жены Аиши.

Это большинство и сформировало впоследствии лагерь суннитов, которые сегодня составляют 80% всех мусульман. Другие же поддержали двоюродного брата и зятя Пророка Али, заявив, что Пророк назначил его своим преемником. Впоследствии их стали называть шиитами, что в переводе с арабского означает дословно «сторонники Али». В этом споре верх одержали сторонники Абу Бакра, который и получил титул халифа.

В 680 году солдаты суннитской армии убили Хуссейна, сына Али, что привело к дальнейшему усилению противоречий между суннитами и шиитами. Сунниты продолжали оставаться у власти, в то время как шииты постоянно находились в тени, признавая истинными лидерами своих имамов, первые 12 из которых являлись прямыми потомками Али.

Сегодня все мусульмане единодушно признают, что Аллах – это единственный бог, а Мухаммед – его Пророк.

Все они следуют пяти основным постулатам ислама, в том числе, соблюдение поста в месяц Рамадан, главной священной книгой для всех является Коран. Однако приверженцы суннизма в своей практике ислама особое внимание уделяют следованию учению (сунне) Пророка, в то время как шииты считают своих аятолла посланниками Бога на земле. Из-за этого сунниты часто обвиняют шиитов в ереси, а те, в свою очередь, указывают на чрезмерный догматизм учения суннитов, который приводит к появлению экстремистских движений, таких как ваххабизм.

В большинстве направлений шиизма центральным элементом считается вера в то, что двенадцатый и последний из имамов сокрыт Богом и однажды явится этому миру, чтобы выполнить его священную волю.

Однако свои «перегибы» есть и у шиитов. Например, во время траурных мероприятий в день Ашура – день смерти Хуссейна, сына Али – некоторые шииты наносят себе ранения, чтобы почтить эту дату.

В истории противостояния суннитов и шиитов никогда не было серьёзных столкновений, подобных 30-летней войне, разразившейся в 17 веке между сторонниками различных направлений христианства.

Частично это объясняется тем, что шииты стараются избегать конфликтов, осознавая численное превосходство суннитов.

Несмотря на то, что недавняя череда политических переворотов в ряде ближневосточных государств способствовала обострению отношений между шиитскими (Иран) и суннитскими (Саудовская Аравия, Катар) правительствами, в большинстве случаев и те, и другие мирно живут бок о бок друг с другом.

Исламский мир насчитывает множество религиозных течений. У каждой группировки есть свои взгляды на правильность веры. Из-за этого мусульмане, имеющие различные понимания сущности их религии, вступают в конфликты. Порой они набирают большой силы и заканчиваются кровопролитием.

Внутренних разногласий среди разных представителей мусульманского мира даже больше, чем с людьми другой религии. Чтобы понять различия взглядов в исламе, необходимо изучить, кто такие салафиты, сунниты, ваххабиты, шииты и алавиты. Их характерные особенности понимания веры становятся причиной братоубийственных войн, вносящих резонанс в мировое сообщество.

Чтобы разобраться, кто такие салафиты, шииты, сунниты, алавиты, ваххабиты и другие представители мусульманской идеологии, следует вникнуть в начало их конфликта.

В 632 году н. э. умер пророк Мухаммед. Его последователи стали решать, кто будет преемником их лидера. Изначально салафитов, алавитов и прочих направлений еще не существовало. Сначала появились сунниты и шииты. Первые считали преемником пророка личность, избранную в халифате. И таких людей было большинство. В гораздо меньшем количестве в те времена были представители другого взгляда. Шииты стали выбирать преемника Мухаммеда среди его родственников. Имамом для них стал двоюродный брат пророка по имени Али. В те времена приверженцы этих взглядов назывались Шиит Али.

Конфликт обострился в 680 году, когда сын имама Али, которого звали Хусейн, был убит суннитами. Это привело к тому, что даже сегодня подобные разногласия влияют на общество, систему законодательства, семьи и т. д. Правящие элиты подвергают притеснениям представителей противоположных взглядов. Поэтому исламский мир неспокоен и по сей день.

Современные разделения взглядов

Являясь второй по величине религией мира, ислам со временем породил множество сект, направлений и взглядов на суть религии. Салафиты и сунниты, разница между которыми будет рассмотрена далее, возникли в разный промежуток времени. Сунниты изначально были фундаментальным направлением, а салафиты появились гораздо позже. Последние сегодня считаются более экстремистским течением. Многие религиоведы утверждают, что салафитов и ваххабитов можно назвать мусульманами лишь с большой натяжкой. Появление таких религиозных сообществ происходит именно из сектантского ислама.

В реалиях современной политической ситуации именно экстремистские организации мусульман становятся причиной кровавых конфликтов на Востоке. Они обладают значительными финансовыми ресурсами и могут осуществлять революции, устанавливая свое господство на исламских землях.

Разница между суннитами и салафитами довольно большая, но это на первый взгляд. При более глубоком изучении их принципов вырисовывается совершенно другая картина. Чтобы ее понять, следует рассмотреть характерные черты каждого из направлений.

Сунниты и их убеждения

Самой многочисленной (около 90% всех мусульман) в исламе является группа суннитов. Они следуют по пути Пророка и признают его великую миссию.

Второй после Корана основополагающей книгой для этого направления религии выступает Сунна. Изначально ее содержание передавалось устно, а затем было оформлено в виде хадисов. Приверженцы такого направления очень трепетно относятся к этим двум источникам их веры. Если в Коране и Сунне нет ответа на какой-либо вопрос, людям разрешается принимать решение по своему рассуждению.

Сунниты отличаются от шиитов, салафитов и других течений подходом к трактовке хадисов. В некоторых странах следование предписаниям, основанным на жизненном примере Пророка, доходило до буквального понимания сущности праведности. Случалось, что даже длина бороды мужчин, детали одежды должны были в точности соответствовать указаниям Сунны. Это их главное отличие.

Сунниты, шииты, салафиты и прочие направления по-разному смотрят на связь с Аллахом. Большинство мусульман склоняются к тому, что для восприятия слова Бога им не нужен посредник, поэтому власть передается выборным путем.

Шииты и их идеология

В отличие от суннитов, шииты считают, что божественная сила передается наследникам Пророка. Поэтому они признают возможность толкования его предписаний. Это могут делать только те люди, которые имеют на это особое право.

Численность шиитов в мире уступает суннитскому направлению. Салафиты же в исламе кардинально противоположны во взглядах на трактовку источников веры сравнимо с шиитами. У последних признано право наследников Пророка, являющихся лидерами их группы, быть посредниками между Аллахом и людьми. Их называют имамами.

Салафиты и сунниты считают, что шииты позволили себе недозволенные новшества в понимании Сунны. Поэтому их взгляды так противоположны. Существует огромное количество сект и течений, взявших основой шиитское понимание религии. К ним относятся алавиты, исмаилиты, зейдиты, друзы, шейхиты и множество других.

Это мусульманское направление отличает драматизм. В день Ашуры шииты в разных странах проводят траурные действа. Это тяжелая, эмоциональная процессия, во время которой участники бьют себя до крови цепями и мечами.

Представители как суннитского, так и шиитского направлений имеют в своем составе множество групп, которые даже можно отнести к отдельной религии. Во все нюансы трудно вникнуть даже при близком изучении взглядов каждого мусульманского течения.

Алавиты

Салафиты и алавиты считаются более новыми религиозными течениями. С одной стороны, они имеют множество принципов, подобных ортодоксальным направлениям. Алавитов многие теологи относят к последователям шиитских учений. Однако в силу своих особых принципов их можно выделить как отдельную религию. Схожесть алавитов с шиитским мусульманским направлением проявляется в вольности взглядов на предписания Корана и Сунны.

Эта религиозная группа обладает отличительной чертой, которая называется «такыйя». Она заключается в возможности алавита исполнять обряды других верований, при этом сохраняя свои взгляды в душе. Это закрытая группа, в которой встречается множество направлений и представлений.

Сунниты, шииты, салафиты, алавиты противостоят друг другу. Это проявляется в большей или меньшей степени. Алавиты, названные многобожниками, по мнению представителей радикальных направлений, несут больший вред мусульманской общине, чем «неверные».

Это действительно отдельная вера внутри религии. Алавиты объединяют в своей системе элементы ислама и христианства. Они верят в Али, Мухаммеда и Сальмана аль-Фарси, при этом отмечая Пасху, Рождество, почитая Ису (Иисуса) и апостолов. На богослужении алавиты могут читать Евангелие. Сунниты могут мирно уживаться с алавитами. Конфликты затевают агрессивно настроенные общины, например, ваххабиты.

Салафиты

Сунниты породили множество направлений внутри своей религиозной группы, к которой принадлежат самые разные мусульмане. Салафиты являются одной из таких организаций.

Они сформировали свои основные взгляды в 9-14-м вв. Их основным принципом идеологии считается следование образу жизни предков, которые вели праведное существование.

Во всем мире, в том числе и в России, насчитывается около 50 миллионов салафитов. Они не приемлют никаких нововведений относительно трактовки веры. Это направление еще называют фундаментальным. Салафиты верят в единого Бога, критикуют другие мусульманские течения, позволяющие себе совершать трактовку Корана и Сунны. По их мнению, если какие-то места в этих святынях непонятны человеку, они должны приниматься в том виде, в каком представлен текст.

В нашей стране мусульман этого направления насчитывается около 20 миллионов человек. Безусловно, салафиты в России также проживают небольшими общинами. Большее неприятие у них вызывают не христиане, а «неверные» шииты и производные от них течения.

Ваххабиты

Одним из новых радикальных направлений в исламской религии выступают ваххабиты. Они на первый взгляд похожи на салафитов. Ваххабиты отрицают нововведения в вере, борются за концепцию единобожия. Они не приемлют всего, чего не было в первоначальном исламе. Однако отличительной чертой ваххабитов является их агрессивный настрой и свое понимание основных устоев мусульманской веры.

Такое течение возникло в 18-м веке. Это поборническое движение берет свое начало от проповедника Наджада Мухаммада Абдель Ваххаба. Он хотел «очистить» ислам от нововведений. Под этим лозунгом им было организовано восстание, в результате которого были захвачены соседние земли оазиса Аль-Катиф.

В 19-м веке ваххабитское движение было разгромлено Османской империей. Спустя 150 лет идеологию смог возродить Аль Саудов Абдельазииз. Он разбил своих противников в Центральной Аравии. В 1932 году им было создано государство Саудовская Аравия. При разработке нефтяных месторождений американская валюта потекла рекой в ваххабитский клан.

В 70-х годах прошлого столетия, во времена войны в Афганистане, были созданы салафитские школы. Они носили радикальный тип ваххабитской идеологии. Бойцов, которых готовили эти центры, назвали моджахедами. Это движение часто ассоциируется с терроризмом.

Отличие ваххабизма-салафитизма от суннитских принципов

Чтобы уяснить, кто такие салафиты и ваххабиты, следует рассмотреть их основные идеологические принципы. Исследователи утверждают, что эти две религиозные общины по смыслу идентичны. Однако следует отличать салафитское направление от такфиритского.

Сегодня реальность такова, что салафиты не приемлют новых трактовок древних религиозных принципов. Приобретая радикальную направленность развития, они теряют свои фундаментальные концепции. Даже назвать их мусульманами можно с большой натяжкой. Их связывает с исламом лишь признание Корана главным источником слова Аллаха. В остальном же ваххабиты полностью отличны от салафитов-суннитов. Все зависит только от того, кого подразумевают под общим названием. Истинные салафиты являются представителями большой группы мусульман-суннитов. Не следует путать их с радикальными сектами. Салафиты и ваххабиты, отличие которых кардинально, имеют разные взгляды на религию.

Сейчас эти две противоположные по своей сути группы ошибочно синонимизируют. Ваххабиты-салафиты самовольно приняли фундаментальными принципами своей веры совершенно чуждые исламу особенности. Они отвергают весь объем знаний (накль), передаваемых мусульманами с самых древних времен. Салафиты и сунниты, разница которых существует только в некоторых взглядах на религию, противоположны ваххабитам. От последних они отличаются взглядами на юриспруденцию.

По сути, ваххабиты заменили все древние исламские принципы новыми, создавая свой шарихад (подвластную религии территорию). Они не уважают памятники, древние могилы, а Пророка считают просто посредником между Аллахом и людьми, не испытывая перед ним присущего всем мусульманам благоговения. По исламским принципам, джихад не может объявляться самовольно.

Ваххабизм же разрешает вести неправедную жизнь, но после принятия «праведной смерти» (взрывания себя для уничтожения «неверных») человеку гарантируется место в раю. Ислам же считает самоубийство страшным грехом, который нельзя простить.

Сущность радикальных взглядов

Салафитов ошибочно соотносят с ваххабитами. Хотя их идеология все же соответствует суннитам. Но в реалиях современного мира под салафитами принято подразумевать ваххабитов-такфиритов. Если принимать такие группировки в искалеченном значении, можно выделить ряд отличий.

Салафиты, отказавшиеся от своей истиной сути, разделяющие радикальные взгляды, считают всех других людей отступниками, заслуживающими наказания. Салафиты-сунниты же, наоборот, даже христиан и иудеев называют «людьми Писания», которые исповедуют раннее верование. Они могут мирно сосуществовать с представителями других взглядов.

Чтобы понять, кто такие салафиты в исламе, следует обратить внимание на одну истину, отличающую настоящих фундаменталистов от самопровозглашенных сект (которыми, по сути, являются ваххабиты).

Сунниты-салафиты не приемлют новых трактовок древних источников воли Аллаха. А новые радикальные группировки их отвергают, заменив истинную идеологию выгодными для себя принципами. Это просто средство управления людьми в своих корыстных целях для достижения еще большей власти.

Это не ислам вовсе. Ведь все его главные принципы, ценности и реликвии были отметены, растоптаны и признаны ложными. Вместо них в умы людей искусственно были заложены выгодные властвующей элите понятия и модели поведения. Это разрушительная сила, признающая благим делом убийство женщин, детей и стариков.

Преодоление вражды

Углубившись в изучение вопроса, кто такие салафиты, можно прийти к выводу, что использование идеологии религиозных течений в корыстных целях правящей элиты разжигает войны и кровавые конфликты. В это время происходит смена власти. Однако вера людей не должна становиться причиной братоубийственной вражды.

Как показывает опыт множества государств Востока, сосуществовать мирно могут представители обоих ортодоксальных направлений в исламе. Это возможно при соответствующей позиции властей по отношению к религиозной идеологии каждой общины. Любой человек должен иметь возможность исповедовать ту веру, которую он считает правильной, не утверждая, что инакомыслящие — это враги.

Примером мирного сосуществования приверженцев разных верований в мусульманском сообществе выступает семья президента Сирии Башада Асада. Он исповедует алавитское направление, а его жена является сунниткой. Он празднует как мусульманский суннитский Ид аль-Адх, так и христианскую Пасху.

Углубляясь в мусульманскую религиозную идеологию, можно разобраться в общих чертах, кто такие салафиты. Хотя их и принято отождествлять с ваххабитами, истинная суть этой веры далека от подобных взглядов на ислам. Грубая замена основных принципов религии Востока выгодными правящей элите принципами ведет к обострению конфликтов между представителями различных религиозных общин и кровопролитию.

Противостояние между шиитами и суннитами в большей степени основывается на «исторических и текущих политических факторах». Однако потенциал столкновения между течениями возникает не только из-за провокаций внешних сил или политических разногласий – продолжает обсуждать основы конфликта между исламскими течениями в своей колонке обозреватель газеты «Заман» Али Булач.

Есть также ряд причин связанных с расхождением в понимании теологии (калам), юриспруденции (фикх), Сунны и основ мусульманского права (усуль), которые как бы подпитывают конфликт. Хотя детали разногласий по вышеперечисленным причинам не обсуждаются широкой общественностью, сторонники сближения течений обращают внимание на то, что пока не будет достигнуто взаимопонимание по вопросам калама, фикха, Суннны и усуля потенциал возникновения конфликта будет оставаться высоким и угрожать политическому и социальному единству мусульман.

Исходя из собственных наблюдений и изучения источников, я твердо убежден, что «честолюбие и амбиции политиков», несмотря на их обратные заявления, служат поводом для превращения расхождений в интерпретации и практике религиозных вопросов в конфликт. Именно политики пытаются эксплуатировать богословские расхождения для получения политических дивидендов. Различия между исламскими течениями воспринимаются всего лишь как «расхождения в интерпретации, толковании и практике», если обсуждать их в рамках усуля, однако в руках политиков эти расхождения тут же превращаются в спорные вопросы с высоким потенциалом создания конфликтных ситуаций. В ответ на предложения сближения течений, политики начинают придумывать небывалые оговорки, которые в итоге, образно выражаясь, сводятся к следующему призыву противной стороны: «ты оставь свои убеждения и политическую автономию, переходи на нашу сторону и полностью нам подчиняйся!» Такого рода подход не только не ведет к объединению или даже сближению, а наоборот подпитывает так любимый политиками конфликт.

Для устранения легитимной составляющей конфликтов между шиитами и суннитами необходимо спокойно обсудить разногласия в интерпретации и практике религиозных вопросов, определить и специфицировать: а) основные пункты разногласий, б) точки соприкосновения, с) пункты по выработке общей позиции. В этом отношении большая ответственность лежит на специалистах, просветителях и богословах.

Как оговаривалось выше между шиитами и суннитами имеют место быть расхождения в сфере теологии и юриспруденции. Необходимо отметить, что в вопросах основ веры (Единобожие, пророчество, загробная жизнь), основ ислама и разрешенного и запретного между нами нет расхождений. И то и другое течение являются ахлю кибла. В основе это показывает, что между шиитами и суннитами больше общих позиций, чем разногласий.

Теологические расхождения между шиитами и суннитами выражаются в вопросах «преемственности, возвращения ожидаемого имама (радж’a) и скрытого состояния (гайба) последнего имама (Махди)». Правовые расхождения в принципе не отличаются от расхождений между четырьмя правовыми школами суннитов (мазхаб). Каждый мусульманин свободен в выборе мазхаба. Например, существует фетва аль-Азхара и Махмуда Шалтута согласно джафаритскому мазхабу, которая даже была занесена в семейный кодекс Египта, что при определенных условиях трижды произнесенная формула развода может считаться за одну. Один из главных личностей «Такриб аль-Мазахиб» шейх Шалтут сказал следещее: «В некоторых вопросах я давал фетвы согласно джафаритскому мазхабу». Аятоллах Мухаммад Шихабуддин особенно после иранской революции говорил, что в практических вопросах, там где не шиитский фикх недостаточен, необходимо прибегать к усулю ханафитов и маликитов.

Основная проблема заключается в понимании Сунны, передаче хадисов, самих передатчиках и разборе цепи передатчиков.

По-моему мнению разногласия между шиитами и суннитами можно разделить на следующие категории:

1)Разногласия, исчезнувшие в историческом процессе

2) Текущие разногласия

3) Разногласия, по которым со временем можно выработать общую позицию.