Sadolesi - Информационный портал
Поиск по сайту

Образ и характеристика Самсона Вырина (маленького человека) в повести Станционный смотритель. Сочинение на тему маленького человека в повести станционный смотритель пушкин читать бесплатно Проблема маленького человека в повести станционный смотритель

Повести Белкина — это истории, которые писатель пишет в период Болдинской осени в 1830 году. Читатель знакомится с разными историями, что рассказаны Белкиным и кажется, что все это из реальной жизни, а сюжеты не выдуманные, а продиктованы жизнью. Как раз является одним из произведений, что вошло в цикл Повести Белкина. Это повесть, хотя вполне могла бы сойти за роман. В ней автор показал много характеров, а главное раскрыл в Станционном смотрителе образ маленького человека.

Образ маленького человека

Изучив повесть Станционный смотритель для читательского дневника, мы познакомились с обычным человеком, что жил привычной для него жизнью, пока в нее не вмешались обстоятельства.

Образ маленького человека раскрывает с помощью станционного смотрителя, который был мелким чиновником по рангу находящегося на последних местах. Это жертва несправедливости и частых побоев. Смотрителя постоянно во всем обвиняют, а он не протестует, так как и права на это не имеет. Да и характер его не позволяет, ведь маленькие люди всегда себя недооценивают, считая что у них меньше прав. Словом, типичный маленький человек, который также имел право на существование и вносил определенную лепту в жизнь общества, выполняя свои обязанности. Вот только обидно, что работа маленького человека не ценится и их не уважают. Однако своим произведением писатель пытается достучаться до читателя, показав нам, что и маленькие люди заслуживают уважения и нужно хотя бы перестать их ругать, выливая на них недовольство.

Работа смотрителя сложная, однако он выполняет ее исправно в любую погоду, встречая и провожая экипажи. У него одна отрада — дочь Дуня, однако у Вырина и ее отбирают, ведь уезжает она с богатым гусаром Минским, с которым невозможно было соперничать, ведь по положению тот был выше. Не нашел смотритель у себя сил для борьбы, поэтому и возвращается ни с чем домой.

Если раньше Вырин принимал свою жизнь с ее невзгодами, как полагается, то теперь он понимает всю пропасть, что разделяет чины. Теперь смысл жизни потерян, и заливая свое горе, герой начинает пить. Вырин предстает перед читателем уже пропащим человеком, которого тяготит жизнь. Самое страшное, что такие маленькие люди беззащитны, ведь им могут такие вот Минские причинить боль и при этом никто не будет из них наказан. Маленькому же человеку остается лишь влачить свое существование, несмотря на обиду и оскорбления. Но Вырин не смог пережить жизненную трагедию, спившись, он умирает.

Тема «маленького человека» в повести

Тема «маленького человека» была одной из самых излюбленных в произведениях русских писателей начала девятнадцатого века. А.С. Пушкин не был исключением, и он, как никто другой, мог раскрыть все оттенки и краски души так называемого «Маленького человека»­ в своих произведениях.

Повесть «Станционный смотритель» рассказывает о чиновнике самого последнего четырнадцатого класса, Самсоне Вырине , который работа на станции в течение многих лет и исправно нес свою службу, качественно выполняя свою работу. Он был типичным «маленьким человеком», потому что никогда не стремился к чему-то большему, его устраивало его положение, он был счастлив тем, что имеет, и благодарен за это. Он считал, что не имеет права на больше, но и не уступал того, что, как ему казалось, принадлежит ему по праву.

Многие не любят станционных смотрителей, как говорит автор в начале произведения, потому что винят их во всем, что происходит на дороге, выплескивают на них свое раздражение. Не считаясь с тем, что они тоже люди, что у них тоже есть чувства. То же самое происходило и на станции, где главой был Самсон Вырин. Если не было лошадей, виноватым считали его, если на улице шел дождь, раздражение, злость и нетерпение выплескивали тоже на него. Он был подушкой для битья, и сносил все это со спартанским спокойствием, терпеливо и стойко, не жалуясь, без негодования.

«Маленькому человеку» свойственно недооценивать себя, считать, что у него меньше прав, если его чин ниже. Самсон Вырин не казался человеком такого типа поначалу, но он опустил руки, перестал­ пытаться вернуть свою дочь назад. Главную роль в этом сыграло то, что она уехала с человеком, который выше ее по положению. Который выше по положению, чем ее отец. Именно поэтому станционному смотрителю было так трудно соперничать с Минским , ведь он был не только богаче, он был более высокого положения, так что Самсон Вырин чувствовал себя не в силах бороться с таким соперником, может, он даже, чувствовал себя не в праве это делать.
Для него­ даже не главным было защитить честь своей дочери, он просто хотел вернуть ее обратно, домой, чтобы знать, что она снова в безопасности. Но когда он понимает, что не только Минский не отдаст ему Дуню , но и она сама не хочет ехать домой, он перестает что-либо делать и просто отправляется домой, смирившись со своим состоянием и положением. Именно эта тема поднимается в произведении, наряду с остальными, еще раз показан образ «маленького человека», отражены его действия, мысли, поступки.

«Повести Белкина», написанные Александром Сергеевичем Пушкиным, поражают читателя своей глубиной и актуальностью по сей день. Судьбы бедных крестьян и провинциальных дворян, описанные автором в этом цикле рассказов, трогают за душу каждого читателя и никого не оставляют равнодушным. Таковым является и герой повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин. Характеристика этого персонажа требует более детального изучения.

Иван Петрович Белкин, главный рассказчик всех повестей в цикле, стал свидетелем этой обычной, никому не известной истории. Самсон Вырин - бедный коллежский чиновник четырнадцатого, самого низшего класса. В его обязанности входило присматривать за придорожной станцией, где он регистрировал всех проезжающих и менял им лошадей. Пушкин с большим почтением относится к тяжелому труду этих людей.

Самсон Вырин, характеристика и жизнь которого не отличалась от других людей, вдруг резко изменилась. Его любимая дочь, Дуня, всегда помогавшая ему в быту, являвшаяся предметом гордости отца, уезжает в город с приезжим офицером.

При первой встрече мелкого чиновника Белкина и смотрителя мы наблюдаем довольно позитивную атмосферу на станции. В доме Вырина очень ухоженно, растут цветы, уютная обстановка. Сам он выглядит бодро. Все это благодаря Дуне, дочери Самсона. Она во всем помогает отцу, содержит дом в чистоте.

Следующая встреча героев оказывается совсем иной: очень изменился Самсон Вырин. Характеристика дома сильно отличается от той, что была ранее. Смотритель спит под шинелью, теперь он небрит, цветов больше нет в комнате. Что произошло с этим добродушным человеком и его домом?

Предательство или?..

Характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» должна быть дополнена фактом отъезда дочери. После очередной порции выпитого он рассказывает Белкину о переменах, произошедших в его жизни. Оказывается, Дуня сбежала от отца с офицером Минским, который обманом прожил на станции несколько дней. Со всем теплом и заботой отнесся к гусару Самсон Вырин. Характеристика Минского как человека подлого отлично подтверждается в сценах приезда смотрителя к дочери.

Оба раза гусар прогоняет старика, унижая его мятыми ассигнациями, крича на него и обзывая.

А что же Дуня? Она так и не стала женой Минского. Живет в шикарной квартире, имеет слуг, драгоценности, шикарные наряды. Но тем не менее она на правах любовницы, а не супруги. Наверное, не пристало гусару иметь жену-бесприданницу. Увидев отца, приехавшего навестить ее и узнать, почему она так безмолвно уехала, бросив его одного, Дуня падает в обморок. Спросите, было ли ей стыдно? Возможно. По-видимому, она понимает, что так или иначе предала отца, променяв бедную жизнь на шикарную столичную атмосферу. Но все же ничего не предпринимает…

Маленький человек

В третий раз приезжает Белкин на эту станцию и узнает, что наш смотритель умер в одиночестве, спившись и страдая по единственному ребенку. Раскаявшись, дочь все же приезжает к отцу, но не застает его в живых. После она будет долго плакать на его могиле, но вернуть уже ничего невозможно…

Рядом с ней будут ее дети. Теперь она сама стала матерью и, вероятно, ощутила на себе, насколько сильна любовь к собственному ребенку.

Характеристика Самсона Вырина, кратко говоря, положительная. Он очень добрый человек, всегда рад прийти на помощь. Ради счастья своей дочери он был готов терпеть унижения от Минского, не стал мешать ее счастью и благополучию. Таких людей в литературе называют «маленькими». Он тихо и мирно жил, ничего для себя не прося и не надеясь на лучшее. Так же и умер. Почти никто не знает о том, что жил такой несчастный станционный смотритель Самсон Вырин.

В 1830 году Пушкин закончил работу над повестью « ». О чем же данное произведение? О жизни мелкого чиновника «маленького человека» станционного смотрителя Самсона Вырина.

«Станционный смотритель» является революционной литературной работой того времени. Ведь, во-первых, повесть написана простым разговорным языком, а, во-вторых, в ней была поднята новая для русской литературы тема – тема «маленького человека».

Зачем же Пушкин поднимает эту тему? Думаю, он хотел показать нам, что в обществе есть «незаметные», «маленькие» люди, которые выполняют свою важную роль.

Повесть начинается с описания нелегкой судьбы станционных смотрителей. Эти люди были самыми мелкими чиновниками. По долгу службы они были вынуждены терпеть ежедневные нападки и унижения, а ответить не могли. Они были типичными «маленькими людьми» того времени. Но за этими тихими и покорными людьми порой скрывались очень добрые и мудрые люди. Это знал и сам Пушкин, ведь он часто путешествовал и был знаком со многими станционными смотрителями.

Своему главному герою Пушкин дал библейское имя Самсон. Автор словно насмехался над ним, ведь характер Вырина ни как не отвечал этому сильному имени.

Итак, каким же был «маленький человек» Самсон Вырин? Он любил порядок и уют, верил, что все обойдется и невзгоды пройдут стороной. В начале повести мы видим его аккуратно прибранный почтовый домик, на окнах стояли цветы, в жилище смотрителя все находилось на своих местах. За порядком следила дочь Вырина – Дуня.

После того, как Дуня ушла, дом Вырина пришел в упадок. Там уже не было прежнего уюта и тепла. К удивлению, Самсон ни чего не делал. Он верил, что дочка вернется и будет снова все по-старому. В конечном итоге, Вырин так и не дождался ее.

Самсон выстроил свой идеальный мир и жил в нем. Ему было страшно что-то менять. К сожалению, он не смог защитить его. Вся та идиллия и гармония рухнула при легком дуновении ветерка.

Очень ярко малодушие Вырина проявилось во время общения с Минским. Он униженно, со слезами на глазах просит ротмистра отпустить его дочь. Самсону не важна поруганная честь Дуни, ему важно вернуть ее назад и зажить прежней жизнью у себя на станции. Он не думает о дочери, о ее благополучии и счастье, он боится перемен и другой жизни.

После того, как Минский сунул Вырину деньги, того переполняла злоба и ненависть. Но он снова не осмеливается что-либо сказать князь. Смяв деньги, Самсон просто бросает их на землю и уходит. Через минуту практичность смотрителя заставляет его вернуться за смятыми бумажками, он забывает про злобу и ненависть. Вырин видит, что смятые деньги поднимает какой-то молодой человек и быстро уходит. И в этой ситуации смотрителю не хватает силы окликнуть вора и погнаться за ним.

В конце концов, все эти обстоятельства привели Самсона Вырина к пьянству, которое погубило его. Он не смог защитить то, что было дорого, не смог приспособится к новой жизни.

Пушкин показал нам жизнь простого несчастного человека. Таких Самсонов Выринов множество и в наше время. Они просто строят свой маленький мир и живут в нем. Думаю, своей повестью автор хотел показать нам, что даже самый «маленький человек» достоин внимания и уважения.

Более ста лет прошло с тех пор, как был создан образ Самсона Вырина -героя повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". С тех пор тема "маленького человека" стала одной из главных в литературе 19 века. Писатели-гуманисты (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский и др.) не могли оставаться равнодушными к бедствиям, страданиям других людей, находящихся в самом низу социальной лестницы. Их трудная жизнь, полная лишений, их борьба за выживание стали предметом изображения в "Станционном смотрителе" и "Медном всаднике" А.С.Пушкина, "Шинели" и "Мертвых душах" Н.В.гоголя, "Униженных и оскорбленных", "Белых ночах", "Бедных людях" и "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского. Эти произведения о тех, кто в нечеловеческих условиях не утратил веры в бескорыстие и добро, в любовь, сохранил надежду на лучшее. они не могут не волновать и читателя 21-го века.

"маленькие люди" вызывают сочувствие, сосотрадание, чего нельзя сказать о "мелких людях" - тех, для кого, по словам М.Горького, "солнцем в небе является копейка", которые готовы пресмыкаться и заискивать перед "сильными мира сего". Таковы, например, герои многих рассказов А.П.Чехова. "Мелких людей" тоже немало в наше время, к сожалению, они бессмертны.

Тема "маленького человека" в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель".

Одним из первых, кто обратился в литературе к теме "маленького человека", был А.С.Пушкин. В отличие от сентименталистов (Н.Карамзин "Бедная Лиза"), создававших идеализированные, малореалистические образы бедных, но честных людей, Пушкин делает первую попытку объективно изобразить "маленького человека"

В 1830 году он создает "Повести Белкина", и в одной из них ("Станционный смотритель") делает героем обычного чиновника 14-го класса Самсона Вырина.

Герою повести чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни: Вырин с трудом зарабатывает на кусок хлеба и видит единственную радость в своей дочери Дуне.

Уже в начале повести Пушкин задает риторический вопрос: "Что такое станционный смотритель?" И сам же отвечает на него: "Сущий мученик 14-го класса..."

Настоящие мучения поджидают самсона Вырина, когда гусар Минский увозит тайно Дуню, которая скрашивала нелегкую жизнь смотрителя, в Петербург. И самое страшное, что Дуня уехала добровольно, сделав свой выбор в пользу новой богатой жизни. Попытка отца вернуть Дуню домой не увенчалась успехом: от него лишь пытаются откупиться деньгами. И это самое унизительное для Самсона: "Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их назем, питоптал каблуком и пошел...". Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. За несколько лет жизни без Дуни он превратился из "бодрого мужчины" в "хилого старика". Он не мог простить себе, что отпустил дочь. Одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. Лишь после похорон отца Дуня приезжает на его могилу с детьми.

Жизненная правда, сочувствие к "маленькому человеку", оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, - это то, что отличает повесть "Станционный смотритель". А.С.Пушкин, несомненно, с симпатией относится к человеку, который живет в горе и нужде. Рассказывая о трагедии его жизни, автор подчеркивает, что она определена социальными условиями жизни.

Однако одновременно с сочувствием автор показывает и ограниченность своего героя. вырин не пытается понять свою дочь, не верит в любовь молодого гусара, он уверен, что Дуня не может быть счастлива с Минским, "который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж".

Главного героя отличает недальновидность, ведь это именно он посоветовал дочери сесть в кибитку к гусару: "Чего ж ты боишься?.. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви".

Эпграфом к повести служат слова П.А.Вяземского:"Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор". Литературоведы по-разному трактуют их: одни видят в них горькую иронию, другие считают, что Самсон Вырин действительно является для своей дочери диктатором, который не оставляет ей права выбора и хочет заставить ее жить по своим меркам.

Идейное звучание повести помогает понять символика. Так, картинки, висевшие в комнате Самсона Вырина, "изображали историю блудного сына". И они напоминают нам о жизненном пути Дуни, покинувшей отчий дом и вернувшейся за покаянием. Следует отметить, что среди литературоведов существует и другая точка зрения. Некоторые видят в самом Самсоне "блудного сына" и трактуют картинки следующим образом: первая картинка говорит о том, что отец "уходит" от своей дочери, ведь он совсем не верит в ее счастье с Минским; вторая картинка (блудный сын, окруженный "ложными друзьями") намекает на ограниченность Вырина, не сумевшего разгадать сговор доктора и гусара; третья картинка (печальный юноша, который пасет свиней) подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя; последняя картинка указывает на "возвращение" отца к дочери уже после смерти.

такое разночтение объясняется тем, что Пушкин нигде не высказывает прямо своей позиции, однако можно предположить, что его отношение к герою такое же, как у рассказчика - титулярного советника А.Г.Н.: "сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые... скромные в притязаниях на почести... Из их разговоров.. можно почерпнуть много любопытного и поучительного. Что касается до меня, то, признаюсь, я предпочитаю их беседу речам какого-нибудь чиновника 6-го класса, следующего по казенной надобности". Эти слова помогают понять и то, что судьба Самсона Вырина не единична, а его трагедия типична для любого "маленького человека".

Думается, что, рассказывая о судьбе горемычного смотрителя, автор не случайно прибегает к словам высокого стиля речи: "сии", "притязаниях","почитать". В этом - дань уважения "маленькому человеку", признание того, что Вырин и подобные ему заслуживают лучшей доли.

Чувства автора помогает передатьи пейзаж. Когда рассказчик вновь приезжает на станцию, где служил Вырин, и узнает, что того уже нет в живых, ему грустно и тяжело. И описание природы созвучно состоянию титулярного советника: "Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев".

Обращает на себя внимание тот факт, что в повести "Станционный смотритель" много риторических вопросов. с них, например, начинается повествование: "Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода?..." Кроме того, примечательно и размышление рассказчика-повествователя: " ... что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось бы другое, например: ум ума почитай?" Тем самым автор не просто излагает судьбу станционного смотрителя, но и призывает читателей поразмышлять вместе с ним, задуматься о доброте и милосердии, чести и долге и, может быть, изменить что-то в своей жизни.

Таким образом, "Станционный смотритель" А.С.Пушкина явился первой попыткой объективно и правдиво рассказать о "маленьком человеке"