Sadolesi - Информационный портал
Поиск по сайту

Нефтегазовая отрасль россии в цифрах и фактах. «На игле»: насколько сильно Россия зависит от нефти и газа Доходы бюджета рф от нефти

МОСКВА, 8 февраля. /ТАСС/. Институт экономики роста им. Столыпина П. А. совместно с Институтом народнохозяйственного планирования РАН представил новое исследование "Зависимость российской экономики и бюджета от нефти" (есть в распоряжении ТАСС). Эксперты сделали вывод, что влияние цены на нефть на российскую экономику снова возрастает, вопреки официальной точке зрения правительства РФ.

"Правительство в последнее время часто говорит, что наша экономика стала меньше зависеть от нефти. Но это не так. Действительно, в 2015-2016 годах, когда нефть упала в цене, доля доходов от ее продажи как в ВВП, так и в бюджетной системе сократилась. Но с прошлого года значимость нефтегазовых доходов в экономике снова растет. В конце 2015 года доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете упала до 30%. А потом снова начала расти, и к концу 2017 года снова дошла до 40%", - прокомментировал для ТАСС данные исследования председатель наблюдательного совета Института экономики роста, бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Согласно исследованию, в прошлом году увеличение доходов всей бюджетной системы на 36% было обеспечен приростом нефтегазовой составляющей. Для отдельно взятого федерального бюджета этот показатель превысил 70%. "То есть с этой точки зрения бюджет у нас сегодня зависит от внешнеэкономических условий даже сильнее, чем в 2013-2016 годах", - отмечают эксперты.

По данным, приведенным в исследовании, в 2016 году экспорт углеводородов составлял 12% ВВП, а в 2017 году - уже 12,5%. На сектор добычи полезных ископаемых и нефтепереработки приходится более 60% всех поступлений от экспорта (с января по сентябрь 2017 года показатель увеличился с 60,2% до 62,4%), более трети сальдированного финансового результата в экономике.

Важно, по мнению исследователей, и то, что резко возросла значимость сектора добычи полезных ископаемых в общей динамике промышленного производства. Вместе с сектором нефтепереработки на этот сегмент экономики пришлось свыше 70% от итогового роста промышленного производства в 2017 году. Это самая высокая доля за последние пять лет.

"Стоило сейчас ценам на нефть укрепиться, как сразу интерес к долгосрочным стратегиям начинает падать. Это может привести к печальным последствиям, так как инерционный сценарий развития не сможет обеспечить рост ВВП темпами более 1,5% в год. А это угроза экономического отставания страны. В определенный момент у государства просто не будет хватать денег на растущие расходы по социальным программам", - полагает Титов.

Позиция Минфина

Министр финансов Антон Силуанов неоднократно заявлял, что Минфин наблюдает снижение зависимости бюджета от колебания нефтяных цен. Бюджет РФ в 2018 году будет балансироваться при цене на нефть $55 за баррель, сообщал ранее замминистра финансов Владимир Колычев. Для сравнения, еще в 2013-2014 годах для этого требовалась цена в районе $95-105 за баррель, также стоит задача сбалансировать бюджет в 2019 году при цене нефти на уровне $40-45 за баррель.

Избавиться от "нефтяной зависимости", считают в Минфине, поможет новое бюджетное правило. Бюджетное правило - механизм формирования российского бюджета, который определяет максимальный уровень расходов, исходя из цены на нефть. Целью правила является снижение зависимости бюджета от конъюнктурных доходов. Суть правила состоит в том, чтобы перечислять в суверенный фонд - Фонд национального благосостояния - дополнительные нефтегазовые доходы, которые формируются в случае превышения фактической цены нефти над прогнозной.

Так, согласно данным Росстата, в начале 2018 года нефтегазовая продукция составила 50,7% общероссийского экспорта, что в денежном выражении превышает 200 миллиардов долларов. Однако по заявлениям официальных представителей Правительства России и топ-менеджмента главных нефтегазовых компаний ни о какой зависимости уже не идет и речи, а Россия «слезла с нефтяной иглы» уже достаточно давно. В тоже время, колебания курса рубля вследствие антироссийских санкций и обвала мировой цены на нефть заставляют усомниться в данном утверждении. В этой статье мы попробуем разобраться, насколько сильна взаимозависимость бюджета Российской Федерации и мировых цен на нефть и насколько реально в ближайшем будущем нам отойти от имиджа «сырьевой экономики».

Почему быть «нефтяной страной» не всегда хорошо

Россия является одной из крупнейших стран-поставщиков нефти в мире, наряду со странами Ближнего Востока, такими как Саудовская Аравия, ОАЭ и Иран. Поскольку нефть все еще является основным видом топлива — спрос на нее есть всегда, что ставит Россию в выгодное положение. Однако так ли хорошо быть страной — сырьевым поставщиком? Конечно, нет. Ведь сырьевая ориентированность в экономике делает страну крайне зависимой от внешней торговли, внешнеполитической обстановки и ряда прочих факторов. Пример Ирана это еще более подтверждает, поскольку он также является достаточно крупным нефтяным экспортером. Как и подобает стране с огромными запасами нефти, иранская экономика ориентирована на ее экспорт. Однако после эскалации конфликта Ирана с США с последующим введением против него экономических санкций и нефтяного эмбарго, иранская экономика оказалась в крайне тяжелом положении. Следовательно, обретение Россией «сырьевой независимости» крайне актуально в сложившейся международной обстановке.

Корреляция бюджета РФ от углеводородов

Согласно нынешнему законодательству, более 98% налогов за пользование энергетическими ресурсами и все доходы от внешней торговли нефтепродуктами идут в Федеральный бюджет России и составляют существенную его часть. Так, в бюджете РФ 2015-го года доходы от добычи полезных ископаемых составили 17,26% всех доходов бюджета. Доходы от нефтяных таможенных пошлин — 26,11%. Суммировав эти показатели получаем, что 43,37% поступлений в Федеральный бюджет обеспечивают углеводороды. Для сравнения, в 2008-м году доля доходов от экспорта нефтепродуктов достигала 65% от общего российского экспорта.

Что же касается курса рубля, то его зависимость от котировок мировых цен на нефть тоже не является большой тайной. Так, согласно расчетам РБК, корреляция российской валюты и цены на нефть в 2015-м году составила 88%, а значит практически в 90% случаев колебаний рубля виноваты изменения цен на нефть. Соответственно, падение цен на нефть приводит к падению рубля при условии отсутствия грамотной кредитно-денежной политики государства. При чем это характерно и для остальных стран-поставщиков энергетических ресурсов. Также стоит учитывать политический аспект данного вопроса, ведь наиболее крупным импортером российской нефти и газа является Европейский союз, а российско-европейские отношения сейчас трудно назвать «партнерскими». К тому же введение Европой санкций против России оказало еще большее влияние на падение рубля.

Но несмотря на все еще высокий уровень зависимости нашей страны от экспорта энергоресурсов, их доля в ВВП с каждым годом сокращается. Так, в ВВП России 2016-го года добыча и обработка полезных ископаемых составляла 23,3%, в то время как в 2012-м этот показатель был 26,1%. Касательно добычи нефти Россия находится практически на одном уровне с Соединенными Штатами — самой развитой и крупной мировой экономикой. Согласно статистике корпорации BP — одного из крупнейших мировых игроков в энергетическом секторе, в 2016-м году было добыто 554,3 миллиона тонн российской нефти, в то время как добыча нефти в США была практически на том же уровне — 543 миллиона.

Таким образом, нельзя утверждать, что Россия полностью зависит от нефтепродуктов и падение их цены способно парализовать российскую экономику. Зависимость России от экспорта углеводородов все еще присутствует, как и у других стран с существенными запасами нефти.

Компенсировать потери кабмин пытается за счет "косвенных налогов"

К 2020 г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета достигнет исторического минимума - на сырье будет завязана треть госказны, тогда как в "лучшие" для нефти и газа годы бюджет больше чем на половину состоял из НДПИ, прибыли от экспорта сырья и нефтепродуктов. Целью снизить зависимость от углеводородов российские власти задались (по крайней мере, на словах) еще до двукратного обвала нефтяных котировок, но едва ли сверстанный бюджет можно считать достижением. Следом за нефтегазовыми снижаются общие доходы бюджета, поддерживать которые приходится за счет роста налоговой нагрузки.

Нефтегазовые доходы (включают в себя НДПИ на углеводороды, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ), по прогнозу Минфина, в 2017 г. составят 39,4% от общих поступлений в госбюджет. В 2018 г. "сырьевая" доля снизится до 35,9%, в 2019 и 2020 гг. составит 33,7% и 33,4%. В 2018 г. госбюджет получит 5,479 трлн руб. (5,6% от ВВП) нефтегазовых доходов при цене на нефть $40,8 за баррель. В 2019 г. сумма уменьшится до 5,247 трлн руб. (5,1% ВВП), планы на 2020 г. - 5,440 трлн руб., но в процентах ВВП опять же происходит падение доли - до 4,9%.

В прошлом году премьер Дмитрий Медведев на встрече с "Единой Россией" представил сокращение доли нефтегазовых доходов бюджета как заслугу финансовых властей:

"Задача в том, чтобы мы производили продукцию и товары, которые способны конкурировать на международных рынках. Если мы этого добьемся, то у нас будет другая экономика. И мы этого добиваемся. Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией ".

Строго говоря, на 70% из нефти и газа федеральный бюджет не состоял никогда, по крайней мере, по официальной версии статистов. Так, по данным Минфина, наибольший удельный вес сырьевые статьи доходов имели в 2012-2014 гг. - более 50% и три года назад нефтегазовые доходы перевалили за 51%, заняв 10,4% в ВВП страны. Затем - период низких цен на нефть с параллельными валютными скачками. Как итог - потеря нефтяного триллиона в 2016 г. и 10%-ный рост ненефтегазовых доходов (однако во многом это заслуга "приватизации" "Башнефти" государственной "Роснефтью").

В нефтегазовых доходах наибольшую долю занимает НДПИ в виде углеводородного сырья, в 2018 г. это 3,547 трлн руб. Причем, поступления от главного сырьевого налога в следующие два года будут падать: на 332,3 млрд руб. в 2018-м и на 137,2 млрд руб. - в 2019-м. Отчасти снижение будет компенсировано лишь в 2020 г. Минфин объясняет динамику изменением цен (только удешевление барреля "Юралс" в следующем году "отнимет" 576 млрд руб.), падением добычи нефти и газа, а также корректировкой налогового законодательства.

В прогнозном бюджете снижение доли нефтегазовых доходов вызвано тем, что на заниженном уровне фиксируется цена нефти, одновременно завышается экономический рост, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин :"В ситуации, когда мы предполагаем, что будет идти рост за счет ненефтяного сектора, доля доходов от него объективно снижается. При этом в прогнозе нет признаков правдоподобия, потому что он базируется на вещах, которые никак не обоснованы ".

Обратная динамика в ненефтегазовых доходах: увеличиваются поступления по налогу на прибыль, НДС, акцизам. Удельный вес этой части поступлений в ВВП растет с 9,7% в 2017 г. до 9,8% к ВВП в 2020 г. Но рост вызван не только экономической динамикой, Правительство увеличило ряд псевдоналоговых платежей : ставки утилизационного сбора на сельскохозяйственную, дорожную и строительную технику (от индексации на 15% до введения новых видов сборов), и автомобили (с 2018 г. вводится дифференцированная шкала акцизов на легковые автомобили мощностью свыше 200 л.с). Кроме того, с 1 июля 2018 г. планируется понизить порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования физлицами, что отразится на стоимости покупок .

Заметим также, что прогноз по ненефтегазовым доходам сформирован с учетом направления на дивиденды 50% прибыли госкомпаний . Как известно, этот норматив ряд крупных игроков , если же "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "Россети" и другие компании выполнят условия, бюджет в 2018 г. получит 379,8 млрд руб. дивидендов, в 2019 г. - 425,6 млрд руб., в 2020 г. - 456,9 млрд руб.

Увеличение "косвенных" налогов, таких как акцизы, - результат манипуляции фискальными мерами, считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев . Однако перевес в сторону несырьевых доходов, по его мнению, - свидетельство того, что экономика становится более диверсифицированной и может развиваться не только за счет нефтегаза.

"Доказательством может быть стабилизация курса рубля по отношению к конвертируемым западным валютам, прежде всего, к доллару. Он колеблется достаточно сильно, но вокруг определенной величины и зачастую в фазе, противоположной движениям цен на нефть. К тому же Росстат указывает на положительные темпы роста экономики за первое полугодие. Все говорит о том, что экономика вышла в позитивную зону, сделала она это как раз за счет ненефтегазовых отраслей. Я считаю, что это тенденция, она становится явной и видимой ", - рассказал Беляев.

Однако в полной мере заместить нефтегазовые рубли не удалось, доказательство тому - снижение доходов относительно ВВП с 16% в 2017 г. до 14,8% в 2020 г. Динамика связана "с сокращением доли нефтегазового сектора на фоне отстающих темпов роста физических объемов добычи и экспорта", признают в Минфине. Свой эффект окажет и завершение сделки ОПЕК: цены на "Юралс" выйдут на траекторию $40 уже к концу 2018 г.

Процент нефтегазовых доходов в госбюджете, как видно на графике ниже, все еще зависит не от усилий, якобы прилагаемых Правительством для диверсификации экономики, а от стоимости нефти. Нефтедоллары формируют запасы, от них зависит налоговая политика, да и политика в целом. Как результат - бюджет-2018 по своей структуре является практически полным отражением казны середины "нулевых" .

Средства Фонда национального благосостояния, который в будущем году поглотит Резервный фонд, значатся в числе источников финансирования дефицита в 2018 г., начиная с 2019 г. "кубышку" запечатают. Решение объясняется тем, что копить сверхприбыли от сырья в период отсутствия таковых не получается. На начало 2016 г. в ФНБ находилось 5,227 трлн руб., к концу 2017 г., по прогнозам кабмина, там останется уже 3,901 трлн руб. В 2018 г. предполагается снижение объема средств ФНБ до 3,756 трлн руб. за счет направления 1,113 трлн руб. на покрытие дефицита и формирование средств Пенсионного фонда. При этом дополнительные нефтегазовые доходы, которые поступят в ФНБ, оцениваются в 716 млрд руб. в 2018 г. и 547,1 млрд руб. - в 2019 г. За эти годы из ФНБ будет потрачено лишь 8,2 млрд руб. на формирование пенсий.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета сократится с 9,1% в 2016 г. до 5,8% ВВП в 2020 г.

"Де-факто бюджетная политика уже с февраля текущего года проводится в соответствии с переходными положениями бюджетных правил. Дополнительные нефтегазовые доходы, поступающие в 2017 г., не могут быть использованы на финансирование расходов бюджета. Результатами такой политики уже стало снижение зависимости курсовой динамики от цен на нефть и укрепление доверия инвесторов к проводимой политике ", - отмечено в документах к проекту бюджета 2018-2020 гг.

Напомним, что в Госдуме находится проект закона о распределении части нефтегазовых доходов между россиянами. Авторы, депутаты фракции КПРФ, предлагают в 2018 г. . Коммунисты уверены, что падение сырьевых доходов не является причиной отказа от инициативы.

"Посмотрите на котировки нефти - цена растет. Мы получим дополнительные доходы, которые власти хотят инвестировать в американскую экономику. Напомню, что "кубышка", куда будут складывать доходы, номинирована в нефтедолларах . Мы считаем такую политику в корне неверной, нефтедоллары должны служить возрождению российской экономики . Сейчас бюджет в целом сокращает расходы, но при этом 38% тратится на оборону и безопасность, а на сельское хозяйство - 1,5% - это продолжение бюджетной политики, направленной на убиение собственной экономики. Как можно говорить о снижении сырьевой зависимости, если сама бюджетная политика формируется, исходя из долларовых цен на нефть и размера бивалютной корзины? Экономика остается зависимой" , - поделился своим мнением с депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев .

"Отнять" доходы у госказны хотят не только коммунисты. Накануне Минфину предложили отдать часть ненефтегазовых доходов от акцизов регионам. В частности, речь шла о зачислении в бюджеты субъектов поступлений от акцизов на крепкий алкоголь и табак, доходов от топливных сборов. Однако в условиях борьбы за сокращение дефицита федерального бюджета просьба сенаторов в ближайшие годы навряд ли будет услышана.

Кризисное состояние отечественной экономики волнует в текущий момент практически каждого. Люди видят, как растут цены, тарифы, как не поспевает за ними зарплата. Нам объяснили – состояние нашей экономики реагирует на падение цен на нефть. Почему же экономическая ситуация в России зависит от «нефтяных» цен?

Зависимость экономики России от нефти и газа

Россия является одной из самых крупных мировых нефтегазодобывающих стран. Соответственно, значительную часть доходов бюджета составляют поступления из нефтегазовой отрасли. Кроме того, объем добычи этих ископаемых в 2014 году составлял свыше 10 процентов ВВП, а доля экспорта из России нефти и природного газа достигла 44%. То есть, от добычи и продажи энергоносителей зависит наполненность бюджета страны, и, в целом, состояние нашей экономики и ее дальнейшее развитие.

Одни эксперты говорят, что Россия все же не является страной, ориентированной только на экспорт сырья, и влияние «нефтяных» цен на экономический рост страны слишком преувеличен. Другие специалисты подчеркивают, что Россия все же находится в сильной «сырьевой» зависимости.

Так или иначе, последние события показывают, что снижение мирового уровня цен на нефть все же оказало влияние на текущее экономическое состояние страны. В частности, все мы наблюдаем рост инфляции, падение реальных доходов населения, а в основе всего этого – ослабление курса рубля.

Факторы ослабления российской валюты

Курс российской валюты – не слишком предсказуемая вещь. Множество факторов влияет на рубль, они воздействуют на его курс в разной степени интенсивности и меняются со временем. В текущее время самое сильное влияние на курс рубля оказали «нефтяные» цены, санкции и повышение ключевой ставки ЦБ РФ. И эти факторы, как полагают эксперты, продолжат оказывать свое влияние в ближайшем будущем.

Кроме того, ослаблению российской валюты сейчас способствует рецессия, наблюдаемая в экономике, высокие темпы инфляции и продолжающееся снижение цен на нефть.

Зависимость российской экономики от цены на нефть

Корни этой зависимости уходят в структуру нашей экономики. Достаточно большая доля доходов бюджета страны приходится на нефтегазовый сектор – по подсчетам экспертов, до половины доходной части федерального бюджета и 30% консолидированного бюджета России. Рассчитывая бюджет страны, власти опираются на прогнозную цену на нефть. И если она оказывается ниже прогнозируемого уровня, как и происходит в последнее время, бюджет несет колоссальные потери в доходной части, поскольку поступления от продажи энергоносителей оказываются ниже, чем предполагалось.

Недостаток доходов ведет к дефициту бюджета, снижению уровня инвестирования в экономику, что тормозит ее развитие, стимулирует рост инфляции и ведет к общему кризисному состоянию.

Изменить создавшееся положение можно за счет развития внутренней экономики страны, поддержки малого и среднего бизнеса, развития других отраслей экономики. Это все требует экономического реформирования, снятия административных барьеров, улучшения деловой среды и инвестиционного климата – долгой и сложной работы, результаты которой будут видны только через несколько лет. Но на настоящий момент экономика России действительно зависит от цен на нефть, хотя, возможно, и не в столь сильной степени, как полагают пессимистично настроенные эксперты.

Мезенцева Василиса

Описывая нефтяную войну, которую Саудовская Аравия ведет с Западом, для сравнения зависмости экономик различных стран от экспорта нефти я написал: "когда говорят, что экономика России полностью зависит продажи углеводородов – это неправда". Тогда я не привел никаких доказательств, хотя по моему мнению, они и лежат на поверхности. По сравнению с Саудовской Аравией, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и прочими странами, Россия далеко не так зависима от продажи сырой нефти. Достаточно посмотреть на цифры.

Что получает Россия от экспорта нефти, газа?

Экспорт сырой нефти
2014 год - 223,415 млн. тонн - $153,878 млрд
2015 год - 244,485 млн. тонн - $89,577 млрд

Экспорт нефтепродуктов
2014 год - 164,837 млн. тонн - $115,649 млрд
2015 год - 171,535 млн. тонн - $67,4 млрд

Бензин (в составе экспорта нефтепродуктов)
2014 год - 4,177 млн. тонн - $3,162 млрд
2015 год - 4,746 млн. тонн - $2,481 млрд

Дизельное топливо (в составе экспорта нефтепродуктов)
2014 год - 47,399 млн. тонн - $40,803 млрд
2015 год – 51 млн. тонн - $25,853 млрд

Экспорт газа
2014 год - 172,6 млрд. кубометров - $54,730 млрд
2015 год – 185,5 млрд. кубометров - $41,8 млрд

Экспорт сжиженного газа
2014 год - 20,5 млн. кубометров - $5,244 млрд
2015 год – 21,4 млн. кубометров - $4,546 млрд

Как видим, потери есть. Но не смертельные. Берем калькулятор, суммируем и получаем экспорт всех углеводородов (сырой нефти, газа и нефтепродуктов) за 2015 год - $203,323 млрд.

По статистике, весь экспорт из России в долларовом эквиваленте снизился на 31,1% (по сравнению с 2014 годом) и составил $345,9 млрд.

Причина проста - падение цен на нефть. Если в январе 2014 года баррель нефти Brent стоил примерно $107, в январе 2015 - $50, а в январе 2016 уже $34. И то Россия сгладила неприятный момент за счет увеличения добычи и производства нефтепродуктов. Иначе потери были бы больше.

Россия стала наращивать производство нефтепродуктов, т.е. экспортировать не только сырье, но и готовую продукцию.

Исходя из этих цифр, получается, что доля нефти и газа - почти 70% от всего экспорта России.

Удивительно, но большинство останавливается и зацикливается на этой цифре, обвиняя Россию исключительно в сырьевой модели экономики. Оппозиция почему-то не любит слушать дальше. Ведь дальнейшие цифры разрушают их "посыл" - в России все плохо.

Постойте, а мы разве всей страной работаем исключительно на экспорт?

По данным Ростата объем ВВП в 2014 году - 77 трлн 893,1 млрд руб., а в 2015 - 80 трлн 412,5 млрд. рублей ($1325 при среднем курсе доллара 60,66).

По данным либералов, ВВП России в 2015 году почему-то в два раза меньше - $650 млрд. Откуда они взяли эту цифру - неизвестно.

ВВП России в 2015 году - $1325 млрд. Полученные $89,5 млрд от экспорта сырой нефти – примерно 6,8% .

Даже если брать весь углеводородный экспорт ($203,323 млрд.), то это все-равно чуть более 15% ВВП Росси.

Согласен, для нашей страны низкие цены на нефть, как минимум, неприятны. Мы на эти деньги расчитываем. Но и говорить о том, что мы полностью зависим от экспорта нефти и ее цены - не приходится. Даже иностранные аналитики подтверждают: Россия, даже не получая никаких доходов от продажи углеводородов, сможет спокойно прожить 3-4 года, за которые экономика России может еще больше увеличить разрыв и максимально утратить зависимость от экспорта углеводородов. По крайней мере, специалисты Bloomberg видят огромный потенциал в экономике России. И тут с ними сложно не согласиться.