Sadolesi - Информационный портал
Поиск по сайту

Медийная персона роза. Медийная личность – это кто? О личной жизни

Такое понятие, как "медийное лицо", каждый слышал хотя бы раз. Но не все могут дать конкретное определение этому выражению. На самом деле все очень просто.

Что это означает?

Определение «медийное лицо» происходит от английского слова «медиа», которое олицетворяет все средства массовой информации. В них входят радио, телевидение, различные газеты и журналы. Конечно же, на сегодняшний день самым популярным источником СМИ является интернет. Одним словом, медийное лицо - это личность, которая является очень популярной и находится у всех на слуху. К ним относятся актеры, певцы, политики и журналисты и прочие люди из шоу-бизнеса. Медийная личность обязательно пестрит в любых средствах массовой информации. В интернете и журналах печатают все о личной жизни и деятельности знаменитости.

Медийная личность по мнению народа

Всем и каждому известный интернет справочник "Википедия" произвел опрос своих читателей на тему того, как они понимают, кто это - медийное лицо. Большая часть опрошенных считает, что это популярные и состоятельные личности, которые имеют свой бизнес и очень часто появляются на публике и в интернете. Помимо этого, большинство таких лиц принимает активное участие в различных ток-шоу,

Самые популярные люди

В самую первую очередь отнести к медийным личностям следует всемирно известных актеров, музыкантов и политиков. Наибольшей популярностью пользуются голливудские звезды и многие зарубежные певцы и музыканты. За их жизнью следят миллионы поклонников по всему миру. Популярные люди всегда находятся под прицелом фотокамер папарацци. Об их жизни и творчестве всегда пишут. Причем не только об их карьере и общественной деятельности, но и о личной жизни, которую знаменитости пытаются скрыть.

Наиболее популярными по всему миру являются такие звездные личности, как Анжелина Джоли, Бьёнсе, Брэд Питт, Джонни Депп, Мадонна и еще много других. Многие из них являются официальными лицами косметических и парфюмерных компаний, марок одежды. Часто товар становится узнаваем только благодаря медийному лицу, рекламирующему данную продукцию.

Да и самим звездам, получившим популярность, легче продвигать свой бренд, чем, собственно, большинство из них и занимается. А это, в свою очередь, приносит им новую популярность и новые гонорары.

Популярные люди России

В нашей стране, как и в любой другой стране мира, имеются свои известные персоны. Медийные лица в России так же снимаются в кино и рекламируют товары.

Большую популярность в последнее время получают участники "Камеди Клаб", "Дома 2". Их приглашают на участие в различные программы, зная, что их присутствие повысит рейтинги. Гарик Харламов и Павел Воля снимаются в рекламе снеков, а предлагаемая ими продукция пользуется спросом.

Знаменитая и скандальная блондинка Ксения Собчак выпустила книги, которые разошлись большим тиражом благодаря её медийности. Бывшая участница "Дома 2", а ныне его ведущая Ольга Бузова пользуется огромной популярностью среди молодежи. Её приглашают везде, о ней написано в каждом популярном издании. Сама Оля теперь еще и певица, дизайнер и модель. Всем известный рэпер Тимати открыл и продолжает открывать сеть бургерных по всей России. Их жизнью и карьерой интересуется все больше и больше людей.

Конечно, это далеко не весь список медийных личностей России.

Психотип знаменитостей

Каждая знаменитость популярна по-своему. Но все же можно составить психологический портрет медийного лица. В первую очередь все знаменитости уделяют очень много внимания своему внешнему виду. Внешность и имидж публичного лица являются его уникальной Конечно, многие знаменитости создают себе имидж сами или его присваивают им средства массовой информации. Отсюда и формируется несколько психологических типов медийных лиц. Так, к примеру, он может быть положительным или отрицательным. Также многие известные личности создают себе экстравагантный образ. Одной из самых эпатажных звехд является Леди Гага, а в России это

Медийные лица могут быть как положительными, так и отрицательными. Допустим, Анжелина Джоли популярна не только как актриса, но и как многодетная мама и человек, занимающийся благотворительностью. В России одним из медийных лиц с положительным психотипом является Он заслужил популярность как актер, а на данный момент и как человек, жертвующий почти все свои гонорары в благотворительный фонд.

Одним словом, отличительной чертой психотипов знаменитостей является желание привлечь к себе внимание, независимо от того, каким способом. Часто «богатые и знаменитые» бывают «нарциссами» по психотипу, то есть самовлюбленными, а это может привести к так называемой «звездной болезни». Медийное лицо - это публичный человек, а вот популярен он или нет, решать только людям.

О личной жизни

Медийное лицо - это не только знаменитость, а еще и просто человек. Поэтому, как бы они ни старались привлечь к себе внимание в средствах массовой информации, личную жизнь выставлять напоказ не хочет никто. Журналисты, наоборот, стараются запечатлеть всю скрытую жизнь звезд и часто пытаются выследить их на улицах города. Неважно, прогулка ли это с детьми, беременность, развод или, напротив, начало новых отношений.

Какую роль в нашей жизни играет телевидение, сложно описать. Люди находят себе кумиров среди известных актеров, певцов или телеведущих. Но с широким распространением интернета в нашей стране ситуация усугубилась. Сегодня популярность может быстро прийти к любому из нас. Достаточно завести канал на Youtube и снимать интересные ролики. Такой себе быстрый способ стать медийным человеком. Это, конечно, прельщает многих, но так ли хороша популярность, как о ней рассказывают? Давайте разберемся.

Медийные личности. Кто это?

Люди, которые всегда находятся в центре всех мировых событий, носят такое звание. А как же еще назвать медийность? Это точно не призвание, ведь популярным может стать абсолютно любой человек - не только без выдающихся способностей, но даже с полным пробелом в образовании и культурном развитии. Впрочем, такое случается нечасто.

В большинстве случаев медийный человек - это персона, которая снялась в каком-то фильме, клипе. Или сделала определенное открытие, и ее заметили журналисты. Только после того как лицо человека засветится в нескольких журналах и паре десятков телевизионных программ, его можно считать медийным. Ведь у нас в стране много богатых бизнесменов, которые в свое время сделали просто прорыв в экономике. Но это не медийные личности. Они всеми силами пытаются сохранить свою жизнь в тайне. Вот главное различие между медийным и немедийным человеком. Первый пользуется своей популярностью, появляясь на телевидении и различных второй же прилагает все усилия, чтобы остаться инкогнито.

Жизнь блогеров

Как ни странно, сегодня в нашей стране все большую популярность набирают не актеры, а люди, которые ведут каналы на Youtube. Медийный человек - это не только та личность, которая засветилась на экране телевизора. Сегодня вся молодежь проводит свое свободное время в интернете. И именно здесь и получают свою долю славы молодые талантливые персоны. Некоторые из них профессионально красятся, другие хорошо читают рэп. С каждым днем количество подписчиков растет, и их начинают замечать крупные журналы. У блогеров берут интервью, о некоторых даже снимают фильмы.

Популярность приходит стремительно. Вчера ты только завел свой канал на Youtube, а сегодня тебя приглашают на модный показ в качестве эксперта. И люди туда идут с удовольствием, ведь не каждый день удается покупаться в лучах славы.

Жизнь актеров

Сегодня большинство людей, которые снимаются в фильмах или сериалах, являются представителями шоу-бизнеса. Их имена известны и востребованы. За то, чтобы мероприятие посетил известный актер, компании платят огромные деньги. Понятно, что журналисты не оставляют актеров в покое ни на один день. Всем хочется получить сенсационную статью про личную жизнь знаменитости, его будничные занятия или то, что он покупает в супермаркете. Кажется, что это глупо. Но ведь если люди занимаются сбором информации такого рода, значит, она востребована и ее кто-то потребляет.

Жизнь актеров - это не только война с пропорциями и походы на светские мероприятия. Это в первую очередь работа и постоянные сьёмки. Да еще у тех людей, которые всерьез озабочены своим профессиональным ростом, в ежедневную рутину входят и курсы актерского мастерства. А это долгие и изнурительные тренировки. Ведь в актерской деятельности, как в жизни художников - если не улучшать свои навыки ежедневно, то способности быстро уйдут. В таком бешеном ритме человеку существовать трудно, а ведь актеры, помимо всего, должны всегда замечательно выглядеть, приветливо улыбаться встречным и давать автографы всем желающим.

Жизнь музыкантов

Медийная личность у многих ассоциируется с певцами. Ведь именно у них самое большое количество фанатов. Певцы просто созданы, чтобы их боготворили. Билеты на концерты известных групп покупаются за полгода. И в отличие от актеров, музыканты, наоборот, рады своей популярности. Они согласны мириться со всеми минусами медийной жизни ради того, чтобы люди их обожали. Ведь любовь фанатов - это хлеб музыканта.

Сегодня многие певцы гастролируют и выступают на эстраде. Такие телевизионные концерты не менее значимы, ведь это шанс пропиарить альбом и привлечь новых фанатов. Даже рок-группы не против выступать в телевизионных концертах, а это уже показатель того, что российская эстрада расширяет свои границы.

Жизнь моделей

Медийный человек - это не только актер, блогер и музыкант. Сегодня на телевидении много моделей, которые успешно совмещают свою основную профессию с работой в качестве актрис второго плана. Конечно, в полноценные фильмы непрофессионалов берут редко, а вот чтобы сняться в музыкальном клипе, большим талантом обладать не обязательно. Вполне хватит миловидной внешности.

Медийная личность - это модель, которая появляется не только на мировых подиумах, но и на обложках глянцевых журналов. Причем поклонников у таких девушек в разы больше, чем у известных актрис. Это не удивительно. Фильмы выходят не так часто, и об могут не вспоминать по полгода. А и фотографии с модных показов заполняют ленту «Инстаграма» каждую неделю. Поэтому забыть о миловидных девушках порой просто невозможно.

Плюсы популярности

Публичные люди имеют массу привилегий:

  1. Хороший доход привлекает всех молодых знаменитостей. Медийная личность может зарабатывать в десятки раз больше, чем коллега, который не снимается в передачах и не фотографируется для журналов.
  2. Слава - это еще один плюс популярности. Всем иногда хочется, чтобы ими восхищались не только друзья и родные, но еще и большая масса людей. Таким образом, некоторые личности получают подтверждение своей неотразимости.
  3. Возможность творчества играет важную роль для людей. Многие хотят, чтобы их хобби стало высокооплачиваемой профессией.
  4. Возможность самовыражения у медийных личностей проявляется не только в профессии, но еще в стиле одежды и поведении. Все люди немного актеры, поэтому многие получают удовольствие показывать свою разностороннюю натуру не только в жизни, но и на экране.
  5. Возможность путешествовать есть у каждой медийной личности. Это же здорово - посещать различные части света, узнавать культуру других стран и пробовать экзотические блюда.
  6. Интересные знакомства с творческими людьми тоже играют важную роль для медийного человека. Не всегда в твоем кругу общения есть люди, которые тебя понимают и поддерживают. Популярность открывает двери в высший свет, где можно познакомиться с близкими тебе по духу коллегами.

Минусы популярности

Но публичные люди не только купаются в лучах славы и наслаждаются всеми прелестями жизни. Их карьера имеет некоторые недостатки:

  1. Отсутствие личной жизни. Люди не имеют возможности проводить с любимыми свои выходные. А если у девушки или парня нет возлюбленных, познакомиться с человеком, который будет ценить тебя как личность, довольно большая проблема.
  2. Постоянное наблюдение фотокамер. Неприятно, когда тебя пытаются сфотографировать на прогулке или в ресторане. Уединиться бывает невозможно даже в собственном доме.
  3. Не всегда есть возможность говорить, что ты думаешь на самом деле. Иногда сценарий передачи прописан режиссёрами заранее. Медийные личности заучивают текст, отступать от которого не имеют права.
  4. Не всегда есть возможность выбирать себе стиль самостоятельно. Продюсеры телешоу часто придумывают прическу, одежду и даже манеру поведения героев. Творческое самовыражение - это большая редкость.

Как стать популярным?

Кого можно назвать человеком медийным? Любого, который набрал массу поклонников и благодаря этому имеет возможность выступать в шоу и позировать перед камерами известных фотографов. Как этого добиться? Самый простой способ - завести канал на Youtube. Сегодня этот сайт пользуется большим спросом среди миллионной аудитории.

Еще один способ: набрать большое количество подписчиков в «Инстаграме». Этим пользуются миловидные девушки, все свое время уделяющие тому, чтобы сделать красивые фото, которые соберут много лайков. Дальнейшее развитие событий очевидно. востребованы. Их приглашают участвовать в телешоу, сниматься в рекламе или позировать для глянцевых журналов.

Зачем люди хотят стать популярными?

Что значит медийный человек? Если говорить кратко, то это персона, которая каким-либо образом прославилась. Зачем это нужно? Чтобы нести пользу населению. Некоторые хотят внедрить свои взгляды на моду, музыку, политику и т. д. Но большинство желает славы и денег. Им не так важно самовыражение. Они хотят популярности и любви поклонников. Но нужно понимать, что никогда не будет получать удовольствие от положительной оценки окружающих. Нужно уметь любить свою работу, хобби и жизнь в целом. К сожалению, это не многие понимают. Людям хочется самоутверждаться за счет других, что очень печально.

Как долго длится популярность?

Слава очень непостоянна. Стоит понимать, что сегодня ты можешь быть знаменит, а завтра о тебе забудут. Чтобы этого не допустить, иногда приходится делать странные вещи. Например, запускать в сеть какую-нибудь «утку», которая привлечет общественное внимание к твоей персоне. Значимые люди поступают таким образом часто. Они привыкают к хорошей жизни, и не хотят, чтобы птица удачи их покинула. В мире шоу-бизнеса считается последним делом сниматься в рекламе. тех звезд, которые отгорели и теперь пытаются хоть как-то вернуться на телеэкран. Популярность среднестатистической российской медийной личности не длится дольше 5 лет.

Есть, конечно, такие персоны, как Ф. Киркоров или А. Пугачева. Они заслужили народную любовь, и теперь им не приходится все время напоминать публике о себе. Но молодые исполнители, писатели и актеры вынуждены периодически появляться на экране телевизоров. Ведь иначе народная любовь исчезнет очень быстро.


Оглавление

Введение

Мы живем в обществе, называемом информационным или постиндустриальным. В нашу жизнь и речь все шире входит понятие «медиа». Медиа – это не только система расширяющихся коммуникаций, но и особая реальность, в которой мы живем и которая воздействует на нас. Ежедневно мы подвергаемся атакам этой реальности и не замечаем этого. Но это нисколько не умаляет их значения, ведь наша картина мира складывается из совокупности информационных «ударов», получаемых нами из сотен и тысяч каналов в день: интернета, телевидения, радио, прессы, рекламных растяжек, кино и т.д. Все это –медиа.
Посредством каналов медиа мы потребляем не только готовые ситуативные и предметные модели, но и модели человеческого поведения. Мы все чаще видим на экране, слышим по радио, читаем в прессе «лидеров медиа-продаж» - людей, чьи имена у всех на слуху, кто является объектом внимания, а иногда даже и поклонения. Появляясь практически повсеместно, они транслируют свой образ жизни, моральные, жизненные установки, отношение к происходящему в стране и мире и даже свой имидж. Среди них – и известные российские телеведущие. В этой курсовой работе мы назвали это явление феноменом медиаличности и рассмотрим его на примере телеведущего Александра Гордона.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью ориентации в масс-медийном пространстве и изучением степени и принципа влияния на сознание зрителя наиболее ярких медиаличностей.
В данной работе предпринята.попытка описать понятия медийности, медиа-образа, медиа-персоны и медиа- личности. Основное внимание сосредоточено на раграничении трех понятий: медиа-образа, медиа-персоны и медиа-личности и выделении критериев качественного отличия одного от другого. Понятие медиаличности как определенного метода трансляции персональных установок рассмотрено более подробно и на нем строится вторая глава курсовой работы.
В основу методологии положены принципы системности и комплексности, сравнительный метод, метод аналогии.
Инструментарий и выводы исследования базируются на основных положениях компетентностного подхода, применяемого в психологии, культурологи и философии, на анализе телевизионных передач Александра Гордона и интервью с ним в контексте исследований феномена медиаличности.
Эмпирической базой исследования послужили радио- и телепередачи А.Гордона («Закрытый показ», «Гордон Кихот», «Гражданин Гордон», «Хмурое утро»), а также программы и интервью с его участием («Школа злословия», «Познер», «Моя родословная», «Пока все дома»).
Цель исследования - определить понятия профессиональных и индивидуальных критериев медиаличности А. Гордона, проанализировать их состав и содержание, на примере его работ выявить противоречия в его профессиональной методологии телеведущего.
Объектом нашего исследования стала авторская стратегия творческого поведения, порожденная масс-медийной культурной средой и реализуемая там же – в пространстве масс-медиа. Предметом – особенности медийного поведения известного телеведущего Александра Гордона

Глава 1. Медийная личность как субъект медиакультуры

Для ориентации в медийном пространстве необходимо рассмотреть некоторые ключевые понятия этой среды, очертить смысловое поле изучаемого нами феномена. Несмотря на то, что исследование пространства массовых коммуникаций с начала 20 века занимались многие ученые (Р. Арнхейм, А. Базен, Р. Барт, Д. Белл, В. Беньямин, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз, М. Маклюэн, Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет, Ч. Пирс, Д. Соссюр, Э. Тоффлер, М. Кастельс), на сегодняшний день нет четкого определения как самому понятию «медиа», так и предметам и явлениям медийного мира. Существующее понятие «медиалогии» не дает исчерпывающего ответа на вопросы о возникновении, принципах действия и перспективах развития медиа среды.

Медиалогия (media studies, medialogie) – наука, изучающая гуманитарные аспекты развития медиа, характер, формы, результаты их воздействия на социум. Близкие понятия: коммуникативистика (communication studies), коммуникология (communication studies), теория коммуникации (communication theory) [Федоров 2010: 25]

Теоретики медиалогии не всегда в состоянии описать весь спектр понятийных и феноменальных явлений этой среды. Это объясняется тем, что все нас окружающее сегодня – аспекты медиа, трансформирующиеся ежедневно в той или иной мере. Поэтому про определении терминологического «поля» нашей проблемы, мы использовали несколько источников. В частности «Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности» Федорова А.В., работы М. Маклюэна и С.Жижека. Понятия «медиаперсоны» и «медиаличности» методом сопоставления и аналогии мы попытались дать самостоятельно.

1.1 Основные понятия: медиа, медийность, медиакультура

Наступившее время масс-медиа, активно осваивающее все стороны жизнедеятельности современного человека, позволяет ему посредством общения с медийной культурой жить не только в реальном, но и в виртуальном (медийном) мирах. Все явления сегодняшней действительности являются как бы инструментами, каналами медиа, по словам Валерия Савчука «возникает странное чувство, что почти к любому термину уже можно добавить слово медиа и он будет действительно работать в новой общественной и научно-технической ситуации».[Савчук 2009: 227]
В словаре Федорова дается следующее определение «медиа».
Медиа (media, mass media) – средства (массовой) коммуникации – технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом (автором медиатекста) и объектом (массовой аудиторией) [Федоров 2010: 24]

В контексте нашей работы и согласно поставленной нами цели это определение недостаточно раскрывает суть понятия медиа, здесь дается трактовка медиа как технического средства коммуникации. Действительно, если смотреть на медиа в историческом контексте оно возникло от латинского medium - «посредник, средство» и первоначально использовалось в английском языке с XVI в., в XVII в. в языке философии, а с XVIII в. начинает применяться к исторически первому средству массовой коммуникации - газетам. Но с возникновением радио и телевидения появляется новое понимание этого феномена. В 60е годы XX века в работах Герберта Маршалла Маклюэна формулируется мысль о том, что медиа – качественно меняющие картину восприятия и реорганизующие образ жизни человека средства взаимодействия его с окружающим миром. Сюда ученый включает абсолютно разные вещи: электрический свет, дороги, числа, город, деньги, реклама, колесо, транспортные средства, фотография, игры, пресса, телеграф, пишущая машинка, телефон, кино, радио, телевидение, оружие и многое другое. Все это в процессе массовой коммуникации становится атрибутами медиа.
Несколько иной взгляд мы видим в статье Славоя Жижека «Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия». По его мнению, медиа – все, что подверглось процессу медиатизации, «воздействующей на наши повседневные жизни таким образом, что субъект оказывается все в большей и большей степени «опосредованным», «медиатизированным», незаметно лишаемым своей власти под фальшивым прикрытием якобы ее усиления»[ Кириллова 2008: 28].
Медиатизация (по Жижеку) - это процесс превращения реального объекта в искусственный [Кириллова 2008: 29].
Явление или субъект, подвергшийся медиатизации становится медийным. По словам В. Савчука, медийность?- это «экзистенциальный проект жаждущих пробиться и достучаться поверх и через газетную полосу, теле- и радиоэфир»[Савчук 2009: 230]. Иными словами, это наличие у объекта информационного, психотерапевтического, эмоционального посыла.
Сегодня искусственность и медийность мира объясняется тем, что он создан для донесения до реципиента определенной информации, установки, поведенческой модели и т.д. Для увеличения эффективности и упрощения «раскодировки» сообщения в технологиях медиа применяется усиленная образность, «мифологизация» транслируемого. Для «правильного» понимания медиа-сообщения и для описания и систематизации уже бытующих в среде медиа-образов существует медиакультура.
Медиакультура (media culture) – совокупность материальных и интеллектуальных ценностей в области медиа, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в социуме; по отношению к аудитории «медиакультура» может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа. [Федоров 2010: 25]
Таковы общие термины, которые в дальнейшем будут использоваться на страницах нашей работы. Перейдем к основным категориям, необходимым для анализа исследуемого нами феномена: медиаличности, медиаперсоне и медиаиндивидуальности.

1.2 От медиаобраза - к медиаличности

Исследуя методику и принципы восприятия человеком медийного «тела», следует отметить, что наиболее сильное воздействие на психику имеют образы. Причем, чем образ ярче, целостней и однозначней – тем выше результат, для достижения которого этот образ создавался и транслируется. Изучением специфики восприятия образов занимается медиафилософия и медиапсихология. Медиафилософия, изучает общие принципы воздействия медиа-среды на человека и здесь медиа выступает «не столько как предмет познания, но как условие познания, действия, мысли» [Савчук 2008: 25]. В одном из своих интервью Валерий Савчук – один из теортетиков медиафилософии, заметил, что один из основных вопросов этой науки - о «способе конституирования социального и индивидуального тела, об условиях понимания и признания другого, о том, что медиа есть не предмет, но процесс, в котором они (социальные и индивидуальные тела) раскрывают себя» [Савчук 2008: 39].
Про исследуемый нами в этой курсовойобъект мы не можем сказать, что это образ или медийный артефакт. Первое не раскроет его сути как средства коммуникации, второе - как эмоционального, импрессивного посыла. Поэтому мы вводим понятие медийного образа.

Образ медийный (media image) – материализация авторского замысла в конкретной аудиовизуальной, пространственно-временной форме медийного повествования. [Федоров 2010: 24]
Не стоит путать образа и имидж.
Имидж медийный (media image) – специально созданный медийный образ (человека, предмета, явления) с целью популяризации, рекламы и т.д. [Федоров 2010: 17]
Образ – более обобщенное понятие, а поэтому более полное. Степень искусственности, нацеленности на результат в имидже выше. Образ же, хоть и создан для того, чтобы сформировать у зрителя вполне однозначное мнение, может бытовать в масс-медийной среде лишь как «усилитель» реальных качеств объекта. Примером медиа-образа на отечественном телевидение может служить пародист М. Галкин, ведущий И. Ургант, Л. Якубович.
Не стоит отрицать тот факт, что в медийной среде есть люди, не слишком стремящиеся к известности или даже избегающие появлений на публике. Но, следуя неким правилам игры, они вынуждены высказывать свое мнение по тем или иным вопросам, предоставлять отчет о своей деятельности, участвовать в официальных мероприятиях, транслируемых по каналам медиа. Это чаще всего политики, некоторые бизнесмены, писатели. У аудитории существует их образ в подсознании, но какова особенность характеристики этого образа? Обращаясь к многим теоретическим источникам, мы нашли похожее видение этого явления в работах психоаналитика Густава Юнга, он называет это «персоной».
ПЕРСОНА – «это маска, надеваемая личностью в ответ на требования общества; это – ширма, личина, не позволяющая взглянуть на действительное лицо человека. Она характеризует то, каким человек является самому себе и другим людям, но не то, каков он есть на самом деле. Персона выступает «в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам». [Лейбин 2010]
К примеру, Лев Николаевич Толстой в начале ХХ века был популярнейшей персоной, его имя не сходило со страниц печатных СМИ. Но сам он, выступая как публицист, не стремился функционировать в СМИ или создавать свой особый имидж. Сегодня это, например, бизнесмен, ринувшийся в президенты – Михаил Прохоров.
Но есть и другой «сорт» людей медийной сферы. Они появляются практически повсеместно, можно сказать, живут в медиасреде: имеют свои передачи, появляются в качестве гостей в теле и радио-эфире, пишут книги, ведут блоги, появляются на официальных церемониях и т.д. При такой активности трудно носить маску медиаперсоны и постоянно стараться не забыть о своем медиа-образе. Поэтому индивидуальные качества этих людей со временем тоже начинают транслироваться по каналам медиа. Этот феномен мы назвали «медиаличностью» и поговорим о нем подробнее.
Как говорил Л.С. Выготский «личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других». [Сосновская 2005: 186] Личность в рассматриваемом нами контексте - это, прежде всего, «субъект свободного, ответственного, целенаправленного и активного поведения в медиасреде, выступающий в восприятии других людей и в своем собственном в качестве ценности и обладающий относительно автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных и неповторимых индивидуальных качеств. При всем разнообразии теоретических подходов к изучению личности именно многомерность и одновременно целостность личности признается ее сущностью»[Лейбин 2010] .
Это понятие имеет и свои историко-культурные аналоги. В частности, в 20-е годы ХХ века филолог и теоретик культуры Б.М. Эйхенбаум ввел, имея в виду прежде всего В.Б. Шкловского, термин «литературная личность» , который подразумевает систему осмысленного поведения – жесты и поступки, которыми субъект фиксирует свое поведение в литературной среде, образуя тем самым персональный поведенческий образ [Эйхенбаум 1927, 1987: ЭИ].
Яркие примеры современных медиаличностей – это, прежде всего, телевизионные журналисты и телеведущие, либо активно мелькающие в телепрограммах актеры, некоторые политики: Леонид Парфенов, Ксения Собчак, Рената Литвинова, Владимир Жириновский. В их числе и Александр Гордон, речь о котором пойдет во второй главе этой курсовой работы.
Мы выделили следующие отличительные особенности медийной личности:

        бытование субъекта в сфере масс-медиа, регулярное появление в СМИ,
        широкая известность, популярность, узнаваемость в массах,
        установка на субъективное начало, субъективное творческое поведение в СМИ,
        наличие особых индивидуальных характеристик поведенческого образа в СМИ,
        наличие идеологии, транслируемой в массы,
        личностное влияние на аудиторию,
        более длительный период существования, чем у медиаобразаи
«Образ», «персона» и «личность» являются продуктом современной медиакультуры. Мы попытались разграничить эти понятия. Итак, коротко: медиа-образ – это искусственно созданный образ объекта, транслируемый через каналы медиа, медиа-персона – образ субъекта, сложившийся в результате его частого, но пассивного присутствия в медиасреде. Медиаличность (или медийная личность) – субъективная грань медиаобраза, та часть эго, которую человек транслирует в массы все по тем же каналам медиа.

1.3 ТВ как феномен медиа. Его роль в формировании медиаобраза

ХХ в. знаменует собой рождение новой медиареальности, реальности кинематографа, телевидения, стремительно развивающихся информационных технологий.
Несмотря на глобальное «порабощение» мира интернетом, телевидение не отошло на второй план и по-прежнему занимает лидирующее место. Это объясняется спецификой воздействия аудиовизуального образа на сознание человека. М. Маклюэн, рассматривая телевидение как средство коммуникации отмечал, «что из любого события оно может создавать сообщение мирового значения. При этом у каждого человека, находящегося перед экраном, складывается своя картинка увиденного, содержание которой зависит от многих факторов: образования, жизненного опыта, степени понимания и т.д.» [Челышева 2011]. Телевидение воздействует на психику, предоставляя зрителю думать, что он является полноправным участником процессов, происходящих на экране. Отсюда – практически абсолютно пассивное восприятие реципиентом телевизионного образа при активном психологическом влиянии этого образа на подсознание человека. По Маклюэну, этому способствуют эффект соучастия.
Согласно Егорову еще одним из факторов иммативного влияния телевидения является его
достоверность, созданная фактографической природой кино (ТВ) и показом окружающего мира в движении».

Далее рассмотрим специфику восприятия телевизионной личности. Этот процесс подробно описан доктором исторических наук Егоровым В.В в его статье «Телевидение: теория и практика».[Егоров 1993] По его словам, с существованием телевидения связано появление «людей-символов», которые своим поведением действуют на подсознание зрителя. Это объясняется тем, что зритель «ищет смысл не отдельно от говорящего, а корректируя сообщение отношением к личности говорящего. Информация воспринимается персонифицировано».
В свою очередь люди-символы «творят» судьбы многих миллионов зрителей (ТВ – очеловеченная реальность). Зритель выбирает себе того, кто на его взгляд, заслуживает большего доверия. Он привыкает смотреть на мир его глазами, ощущая свою сопричастность к миру». Поэтому в концепции телепередачи важна роль ее ведущего, который выступает как «важная смысловая единица передачи».
В первую очередь аудитория воспринимает внешний облик говорящего с экрана, затем – его личностные, коммуникативные качества и только после этого – его знания, экспертное мнение в какой-то области, профессионализм. В связи с этим у разных телеведущих совершенно неодинаковая по степени узнаваемости и авторитетности, позиция в медийном пространстве. По словам Егорова «люди постоянно появляющиеся на телеэкране, в зависимости от своего профессионального амплуа обладает неодинаковыми возможностями личностного самопроявления (телевизионный образ диктора, например, более обобщен)»[Егоров 1993].По нашему мнению, чем больше присутствие авторского, личностного начала телепередачи – тем сильнее психологический резонанс, вызванный ей у аудитории. В качестве предмета исследования в нашей курсовой работе мы выбрали личность телеведущего Александра Гордона. В интервью и своих телепередачах он постоянно подчеркивает субъективность своих претензий, концептуальных взысканий, авторский характер программ и выбираемых тем обсуждения.

Глава 2 Александр Гордон – медиаличность

Во второй главе этой курсовой работы мы обратимся к известному российскому телеведущему Александру Гордону, найдем специфические черты его творческого поведения и особенности бытования его медиаличности в медийной среде.

2.1 Творческая биография Александра Гордона

Александр Гарриевич Гордон родился 20 февраля 1964 в поселке Белоусово Калужской области. Отец - поэт, писатель и художник Гарри Гордон, родом из Одессы, мать - Антонина Стрига. О детстве Гордона известно мало.
После окончания школы Гордон поступил в Московский институт культуры, но учиться в нем не стал. От воинской повинности его освободил диагноз, поставленный в психиатрической больнице им. П. П. Кащенко: "психопатия со склонностью к сутяжничеству". Отчислен после первого семестра обучения в ярославском театральном училище. Вернулся в Москву, он пошел работать монтировщиком сцены в Театр на Малой Бронной. В 1982 году он поступил в Театральное училище имени Щукина и сразу же познакомился со своим отцом.
В 1987 году Александр успешно окончил Щукинское училище и год проработал в Театре-студии им. Рубена Симонова, также преподавал актерское мастерство в детском кружке. А в 1989 году с женой и годовалой дочерью уехал в США. После двух с половиной лет работы на первом русском телевидении RTN в Нью-Йорке, а затем на телеканале WMNB В 1993 году создал компанию "Wostok Entertainment". Стал автором и ведущим программы "Нью-Йорк, Нью-Йорк", транслировалась в России на телеканале "ТВ-6". Программа эта была воспринята россиянами с неожиданным интересом, что дало Александру шанс через 2 года после начала ее показа вернуться в Россию.
В 1997 году вернулся в Россию. С 1997 - корреспондент публицистической программы Игоря Воеводина "Частный случай". С марта по декабрь 1997 - автор и ведущий этой программы.
Также с 1997 начал вести на радиостанции "Серебряный дождь" программу "Хмурое утро", которая с 2001 года выходила также и на телевидении на канале М1.
20 апреля 1998 созвал I (учредительный) съезд Партии общественного цинизма (ПОЦ). В этот же день был избран генеральным секретарем ПОЦ. Заявил о своем намерении баллотироваться на пост Президента России в 2000 году. В партии состояло больше трех тысяч членов. В 2005 партия была продана Гордоном за 3 доллара неизвестному лицу.
С января 1998 - автор и ведущий публицистической программы "Собрание заблуждений".
С 1998 по 2000 - автор и ведущий публицистической телевизионной программы "Собрание заблуждений" , а также соведущий (в паре с Владимиром Соловьевым) в телепрограмме "Процесс", которые выходили на телеканале ОРТ.
В 2002 снял художественный фильм "Пастух своих коров" по сценарию своего отца - Гарри Гордона. Картина получила приз жюри IX Российского кинофестиваля "Литература и кино", "Лучший режиссерский дебют".
С 2001 по 2003 год на НТВ - ведущий программы "Гордон".
В марте 2004 года на сцене "Школы современной пьесы" состоялась премьера спектакля "Одержимые" (по роману Достоевского "Бесы") в постановке Александра Гордона.
С сентября 2004 года - ведущий программы "Стресс" на НТВ. С начала октября 2005 - ведущий телевизионной передачи "Гордон 2030" на Первом канале.
Также, с 2005 года А. Гордон - секретарь и идеолог Межрегионального Общественного Движения "Образ Будущего", занимающегося поддержкой социальных проектов в регионах России.
С 2006 до осени 2007 года снова вел передачу "Хмурое утро. Десять лет спустя" на радио "Серебряный Дождь".
Основывает "ПИ" - "Партию интеллектуалов", основная идея которой - всероссийское интернет-голосование. Слоган партии - "ПИ здесь"
С 2007 года ведет передачу "Закрытый показ", где активно обсуждаются премьеры на ОРТ. В августе-сентябре снял материал для нового фильма снова по повести отца "Огни притона", где рассказывается история последней любви 40-летней "проститутки в отставке" Любы на фоне колоритной Одессы 58-го года. Премьера фильма состоялась в 2011 году.
С 2008 ведет программу "Гордон Кихот" на Первом канале и "Гордон Жуан" на радиостанции "Серебряный дождь".
С 2009 - ведущий программы "Гордон в засаде" телеканала "Охота и рыбалка".
С 2012 года – ведущий программы «Гражданин Гордон»

2.2 Основные проекты. Краткая характеристика

    Гордон (рабочее название «00.30» - по времени выхода в эфир)
Авторский проект А. Гордона. Цикл научно-популярных телепередач. Всего – более 300 выпусков. Выходила на канале НТВ в ночное время с 10 сентября 2001 по 25 декабря 2003 года. Гости передачи – российские ученые. Предмет обсуждения – вопросы различных наук, естественных и гуманитарных: химии, биологии, истории, религии, философии. Формат передачи – непринужденная беседа, что объяснялось стремлением привлечь аудиторию к обсуждению сложных научных концепций. Особенность – минимализм в оформлении студии: черный фон, отсутствие титров, заставки. По окончании программы вышло несколько книг «Диалоги» - записи стенограмм всех выпусков передачи.
Гордон в этой передаче – интервьюер. Но, слушая собеседника, он задает интересующие его вопросы и высказывает свое видение проблемы. Так проявляется его личность в этой передаче.
    Гордон Кихот
Авторский проект А.Гордона. Первый выпуск программы вышел в 2008 году, Последний выпуск - 30 июля 2010 года.
Автор и ведущий позиционирует себя как Дон Кихота современности. Гости программы – люди - «ветряные мельницы», к которым у Гордона возникли те или иные претензии нравственного или культурного характера. Подчеркивается субъективность выдвигаемых «обвинений», многие из которых являются расхождением с юношескими, несколько инфантильными убеждениями и ценностными установками ведущего. Предметом обсуждения становятся те или иные факты культурной жизни страны: вышедшие книги, статьи в СМИ, кинокартины, явления шоу-бизнеса и т.д. Зал разделен на два лагеря. Каждый участник одного лагеря может сразиться с другим. Для этого нужно выйти в центр зала, к столу в форме барьера. Гордон выступает как активный участник спора, по его словам «программа делается в жанре «иду на «вы». У меня привычка такая: быть на экране хотя бы частью себя. Отказываться от этого в пользу какой-то ложно понятой объективности не собираюсь. Гордон Кихот не мания величия, а скорее - мания преследования».
В этой передаче сильнее, чем во всех других проектах Гордона, используется тактика провокации. Благодаря этому в некоторых передачах дискуссия превращается в скандальную брань противостоящих сторон, абсолютно не относящуюся к первоначальному предмету обсуждения.
    Закрытый показ
Авторский проект А.Гордона. Программа, выходящая на Первом канале после полуночи с 2007 года. Всего выпусков – 59.
Передача представляет собой показ фильма в студии. Большая часть фильмов относится к категории авторского кино. Перед просмотром Александр Гордон выражает свое мнение и задает «тон» дальнейшего обсуждения: над чем стоит поразмыслить за время просмотра, на чем акцентировать внимание и, вкратце, как им самим воспринята концепция фильма. После просмотра фильма приглашенные гости обсуждают картину, причем существует две стороны: те, кому фильм импонирует и те, кому фильм по тем или иным причинам не пришелся по вкусу. Съемочная группа во главе с режиссером также присутствует в зале. Их роль –«отвечать за содеянное» в самом конце передачи. Длительность обсуждения составляет около 60 минут, в нем участвуют по 6 человек с каждой из сторон обсуждения и сам Гордон. Александр Гарриевич принимает активное участие в дискуссии, он – не модератор и не интервьюер, а, пожалуй, главный участник дискуссии: открыто выражает личное мнение, подчеркивая субъективность претензий. При этом, пользуется терминологией киноиндустрии так умело, что у зрителя создается образ Гордона как экспертного кинокритика, а не человека с улицы. Активно использует прием интеллектуальной провокации.
    Гражданин Гордон
Авторский проект А.Гордона. Программа появилась после выборов, прошедших в декабре 2011 года и последовавших за ними митингов «За честные выборы». Первый выпуск – 29 января 2012 года. Всего вышло 10 выпусков программы
Участники программы поделены на два противоборствующих лагеря. В каждом лагере - эксперты со схожими, но не идентичными взглядами на обсуждаемую проблему. Каждый может в любой момент подключиться к дискуссии и поделиться своим видением. Ведущий, позиционирующий себя как представителя гражданского общества, не примыкает ни к одной из групп. Он выполняет функцию резонера, сомневающегося в обеих позициях и пытающегося докопаться до истины. Темы обсуждений в основном касаются политики, государственного устройства и идеалов гражданского общества.
Гости программы: политики, политологи, журналисты, историки, эксперты разных областей.
Стратегия Гордона в этой передаче – примирить противоборствующие стороны и найти совместное, коллективное решение обсуждаемой проблемы. Метод провокации используется ведущим деликатно, на уровне формулировки вопросов.
    Огни притона
Фильм А.Гордона. Съемки фильма начались в августе-сентябре 2007 года,. Премьера состоялась в 2011 году. Фильм снят по одноименной повести отца Александра – Гарри Гордона. Актеры: Оксана Фандера, Екатерина Шпица, Алексей Левинский, Евгений Цыганов.
«Действие фильма происходит в Одессе в 1958 году. Главная героиня – мама Люба – хозяйка маленького борделя. В ее подчинении – две "девицы", Зинка-Гитлер и Зигота. Они живут душа в душу. В маму Любу влюблен сын прокурора Аркаша, а она любит Адама, юродивого и поэта...» - таков, вкратце, сюжет картины.
По мнению некоторых критиков, в фильме нет четко выраженного конфликта, проблемы. А отсюда – практически полное отсутствие драматизма, эмоциональной экспрессивности.
Гордон - режиссер выступает здесь как собрание противоречий: утверждает, что снял фильм для себя самого и ему не важно, доступен ли смысл фильма среднестатистическому зрителю. В этом проявляется его мизантропия. С другой стороны, он утверждает, что главная героиня, страдающая филантропией и человеколюбием («Людей жалко, особенно всех» - цитата из фильма), есть прототип его самого.
Интересно поведение Гордона и в рамках программы «Закрытый показ», где обсуждался фильм.

2.3 Александр Гордон как медиаличность: парадоксы и противоречия

Как отмечается в телекритике и отдельных исследованиях, основная тактика Гордона – провокация. Но поскольку провокация является вообще одним из самых широко используемых инструментов привлечения массового внимания, попробуем разобраться в специфике провокации Гордона.
Начнем с того, что единственное и основное образование Гордона – актерское. Он окончил училище им. Щукина. Но его часто принимают за писателя, историка, языковеда, кинокритика, политолога, даже биолога, как в приведенном выше случае. Интеллектуал – вот главная черта образа Гордона. Он заставляет зрителя и собеседника поверить в то, что его мнение – экспертное и единственно верное. Таким он предстает уже в своих ранних программах «Нью-Йорк, Нью-Йорк»(1995-1997г.), «00.30» (2001 г.) и «Гордон 2030» Несколько сомнительной его ученость кажется в передаче «Собрание заблуждений», документально-фантастический жанр которой также не внушает доверия.
Несмотря на то, что Гордон слывет безжалостным провокатором, впервые этот его «дар» открылся зрителю в программе «Хмурое утро» в 1997 году, которую он вел на на «Серебряном дожде». Эта программа была «выразительной антитезой карамельному раю утреннего вещания». Гордон с присущими ему мизантропией и цинизмом отчитывал подсевшего на попсу слушателя за падение нравов, читал в эфире Ходасевича и Чухонцева. Пиком его име
и т.д.................

В сентябре 2014 года подготовил аналитический центр Brand Analytics специально для МИА "Россия сегодня". Первое место занял Владимир Путин, набрав 3 912 794 упоминаний.

На втором месте Петр Порошенко, с отставанием почти на 2 млн. На третьем месте Барак Обама, которого в соцсетях и СМИ Рунета упоминают 824 129 раза. Больше всего в рейтинге политических фигур, однако есть музыканты, певцы и футболисты, и даже американская актриса Анджелина Джоли, занявшая 28 место.

"Рейтинг медийных персон отражает как интерес аудитории к определенным событиям, так и интерес к личностям, и это очень интересный срез, который часто не совпадает с информационной картиной дня в СМИ. Сейчас Россия сегодня является лидером по общему количеству подписчиков в основных социальных сетях в России (Facebook, Twitter, VKontakte), и понимание интересов аудитории в социальных сетях приобретает все большую важность, — руководитель центра исследований МИА "Россия сегодня" Елена Слинько.

Руководитель проекта Brand Analytics Наталья Соколова отметила, что новая реальность требует совершенно новых инструментов, а так же способов работы с растущими объемами данных и в журналистике, и в корпоративной аналитике и маркетинге, и в персональной "фильтрации" информации, создание подобных инструментов и есть цель Brand Analytics.

По словам Соколовой, сотрудничество с МИА "Россия сегодня" перспективно, поскольку агентство расширяет свое присутствие в различных регионах мира, планирует запуск новых проектов и исследований зарубежных аудиторий, а значит будут востребованы и передовые возможности Brand Analytics.

Для построения данного рейтинга Brand Analytics использовали технологию автоматизированного интеллектуального анализа текстов по выделению именованных "сущностей" (Named Entity Recognition) — персон, названий организаций, продуктов, событий, топонимов и пр.

Соцмедиа


Персона

Упоминаний


Персона

Упоминаний

Владимир Путин


Владимир Путин

Петр Порошенко


Петр Порошенко

Барак Обама


Барак Обама

Арсений Яценюк


Арсений Яценюк

Виктор Янукович


Дмитрий Медведев

Сергей Лавров


Виктор Янукович

Виталий Кличко


Сергей Лавров

Дмитрий Медведев


Андрей Лысенко

Игорь Стрелков


Ангела Меркель

Андрей Макаревич


Игорь Коломойский

Игорь Коломойский


Александр Захарченко

Криштиану Роналду


Владимир Евтушенков

Владимир Жириновский


Андрей Макаревич

Юлия Тимошенко


Валерий Гелетей

Ангела Меркель


Виталий Кличко

Лионель Месси


Дэвид Кэмерон

Олег Ляшко


Александр Лукашенко

Алексей Навальный


Александр Турчинов

Александр Лукашенко


Джен Псаки

Арсен Аваков


Юлия Тимошенко

Александр Турчинов


Владимир Жириновский

Рамзан Кадыров