Sadolesi - Информационный портал
Поиск по сайту

«Добро и зло» в современном мире. Классный час на тему "добро и зло в современном мире" Значение добра в современном мире

Объясню сразу свою позицию. Я человек свободный (в плане отношений), в связи с этим есть огромная куча времени и желание помогать людям. НО почему то, в современном мире, люди совершенно не верят в то, что можно получить что либо бесплатно.
В прошлом году на авито разместил два объявления. Примерное содержание было таким:
1. Отремонтирую ваш сломавшийся компьютер, причем решить готов почти любую поломку (бывают случаи безнадежные). Сделаю это совершенно бесплатно в разрезе ветки метро от студенческой до кунцевской.
2. Научу пользоваться компьютером, офисными программами, опять же в том же разрезе ветки метро.
Откликов не было, вообще никаких. Прошел месяц, объявление сняли с публикации, и я задумался над тем как же так… Позвонил другу, и предложил ему поучаствовать в эксперименте. Разместили два абсолютно одинаковых объявления, опять же в разрезе куска ветки метро. Друг за денежку, я бесплатно. Итог эксперимента, друг в шоколаде, я в непонимании ситуации. Как так то… Почему мы перестали верить людям, почему если бесплатно, то это явно не наш вариант.
Но и на достигнутом я не остановился. Ну, думаю ладно, может не надо в этом промежутке метро людям ремонтировать компьютеры. Рад, что все у людей хорошо и позитивно в этом плане. Разместил уже в этом году другое объявление. Приведу его текст:
«Добрый день. Спасибо за уделенное внимание моему объявлению. И так начнем, чем я могу быть полезен.
1. Ремонт компьютеров, практически любой.
2. Ремонт бытовой техники, тоже любой, за исключением ЖК и плазменных телевизоров.
3. Мелкий ремонт электропроводки, замена розеток, выключателей, переборка проводки в люстрах. Многие дорожат именно старыми люстрами, по ряду объективных причин.
4. Повесить полочки, светильники и прочие детали интерьера, для которых надо предварительно засверлить отверстие в стене. Перфоратор есть.
5. В нашем замечательном районе есть магазин Ашан. Заметил, что очень многие женщины и девушки в одиночку носят тяжеленные сумки с продуктами, готов Вас встретить у выхода из магазина и помочь донести до дома тяжелые пакеты.
Ну и теперь небольшое объяснение. Я человек свободный, девушки у меня нет, в связи с этим есть огромный нерастраченный потенциал творить добро и делать добрые дела. Поэтому все вышеуказанные пункты я делаю совершенно бесплатно, но лишь с одной небольшой поправкой, данные пункты указаны для куска ветки метро от станции студенческая до станции метро пионерская.
Отличного дня и хорошего настроения.»
И опять тишина…. Друга втягивать в эту идею уже не буду. Просто удивляет тот факт, что реальная помощь никому в целом не нужна. Иногда выискиваешь объявление с просьбой о помощи, выясняешь, обсуждаешь суть проблемы, и как только говоришь человеку, что это все бесплатно, человек прекращает какое либо общение.
Неужели в наши головы настолько сильно засел тот факт что за все приходится платить. Ведь было же время, когда человеку, попавшему в беду, протягивали руку и не просили ничего в замен. Мы же стреляем друг у друга сигареты, так почему мы отказываемся от помощи, когда человек ее предлагает? Ведь в самом деле, многие ждут подвигов, только выходит так что места для подвигов в нашей жизни совершенно не осталось. Едешь в метро, видишь, человек поднимает по ступенькам тележку, помогаешь ему, а он смотрит на тебя как идиота. А ведь говорят, хочешь изменить мир, начни с себя. Вот я начал, только от этого стало как то еще грустнее.
Давайте относится к друг другу чуточку добрее и верить в то, что среди нас есть люди, которые готовы прийти на помощь, подставить свое плечо и ничего взамен не попросить. Это же так просто. Помог Вам человек, Вам хорошо, полегче стало. Вы скажите ему спасибо, и ему будет приятно.
На этом закончу. Спасибо большое, что уделили свое время на прочтение этой статьи.

Классный час

Форма проведения: классный час-размышление.

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

    Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.

    Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.

    Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

    добро и зло

    доброта

    милосердие

Методы обучения:

    Беседа

    Упражнения

    Работа в группах.

1. Психологическая разминка

Учитель: Девушки и юноши! Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы детей.

Слайд 1

Учитель: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей .

Учитель: Я приглашаю вас к разговору о добре и зле. Тема нашего классного часа: “Добро или зло – твой нравственный выбор”.

Слайд 2.

Вопросы для обсуждения:

    Что такое добро и зло?

    Добро и зло в нашей жизни

    Человек и обстоятельства

    Милосердие

Ответы детей .

2. Работа с понятиями

Учитель: Как вы понимаете значение слов " добро и зло "? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло». Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это...»
«Добрый человек – это... »
«Милосердие – это…»

Одна пара работает по словарю Даля.

Слайд 3

Учитель: Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).

Слайд 4

Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.

3. Инсценировка

Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет! - ответил юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

Учитель: Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.

Учитель: Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.

Слайд 5.

Учитель: Посмотрим с вами отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете сказать? Совершил Сергей хороший поступок или нет? Как вы думаете? Ответы детей.

Учитель: Вот видите. Вам трудно ответить на этот вопрос. Его поступок нельзя назвать положительным, потому что он преследовал другую цель, чтобы никто не услышал выстрела, чтобы не собрались жители деревни и не разоблачили их… Как вы думаете, какого разоблачения они боялись? Ответы детей .

Учитель: Значит, друзья мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умением радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой.Добро – это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям. Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца. Ребята, а кто из вас может сказать, что он по настоящему добрый человек?
Ответы детей.

Учитель: Помните, мы проводили с вами анкету, где я просила назвать самого доброго человека в классе? Посмотрите, пожалуйста, на экран.
Большинство назвали… Такой же вопрос я задала вашим учителям и получила ответ… (мнения совпали, не совпали)

4. Изучение основной проблемы

У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:

    Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

    Можно ли принудить человека быть добрым?

    Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать? Давайте порассуждаем.

Ответы детей.

Учитель: Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему? Ответы детей.

Учитель: Зло противоречит добру. Какого человека называют злым? Ответы детей.

Слайды 6-13

Учитель: Зло и добро живут в нашем мире.

Антитеза

Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый раз повторять)

    Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. (расизм, геноцид, экстремизм)

    Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.

    Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь, развратный образ жизни, аборты.

    Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная основа нашего общества.

    Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

    Добро – когда миром правит любовь!

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать. Преступник совершает преступление, оправдывая себя обстоятельствами, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам. Но это сильные мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем помочь миру стать добрее? Ответы детей.

Учитель: Судить человека надо по его делам. Порой зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. "– Ну, побей, побей бабушку, – говорит с умилением старая женщина трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный – пресильный, смотри как бабушке больно!" И такими невинными забавами внушается ребенку мысль, что причинять боль другому забавно и что в этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с этим мальчиком? Ответы детей.

Учитель: Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим? Ответы детей.

Учитель: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой человек не бывает счастлив”.А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года...Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям. И мы в этом участвовали. Сшитые вами мягкие игрушки были отправлены детям Беслана.

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на митинг?

Учитель: Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы, приготовленные вашими одноклассниками.

5. Рассказ первый

«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой - из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.

Учитель: Спасибо. Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.

Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.

Рассказ второй

«Подвиг в мирное время»

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и краем кузова расплющила подвешенный к металлической стойке бронированный кабель. Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по кабелю к трансформатору. Через несколько секунд она доберётся до камеры и… произойдёт непоправимое… Трансформатор взорвётся. Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там 6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям назло…»)

Учитель: Спасибо. У меня к вам вопросы:

Что заставило Сергея, рискуя жизнью, отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила человека относится к физической как три к одному»?
Ответы детей.

Учитель: Упражнения-тренинги

Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем более несправедливую), заболели, случилось несчастье, вас предал друг. И тогда у вас появляется злость, злорадство. Хочется отомстить, так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство незащищённости - страх как чувство одиночества, отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются против вас. Как принять правильное решение в такой обстановке?

6. Упражнения «Выпустите пар» , «Рычите»

Эти два упражнения делают во время тренировок воины-десантники, которым действовать надо разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать свою выдержку.

Упражнение «Объясните»

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь, задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот человек нанёс мне обиду?»

1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что, поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на самом деле правильно и мне действительно нужно избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее, старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

К сожалению, есть среди людей жестокосердие, жестокость, насилие Человек оставляет другого человека в беде, подвергает издевательствам, убивает... Мать отказывается взять своего ребёнка из роддома... Нет им прощенья, изгоям рода человеческого, и одно лишь средство изжить эти явления – творить больше добра. Наш великий добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что «самая большая цель жизни - увеличивать добро в мире».

Слайд 13

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире, сделаем цветы или один цветок с добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете по группам, парам или индивидуально, как хотите. Для своей работы можете использовать мысли мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас на столе.

Мысли мудрых

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».

Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.

(Гёте)

Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был

(Р. Гамзатов)

Мигель Сервантес : «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».
Жан-Жак Руссо : «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».
Вильям Шекспир : «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».
Блез Паскаль : «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой : «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин : «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький : «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубилозло».

Зачитывание учащимися пожеланий написанных на лепестках и прикрепление лепестков к доске, серединку ромашки заполнял социальный педагог, который, прочитав свои пожелания, соединил лепестки цветка.

Учитель: На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас что-нибудь изменилось после сегодняшнего классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.

Литература :

1. Б огданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. – М., 1987г.
2.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. – М., 1987г.
3.
Волченко Л.Б. Добро и зло как этические категории. М., 1975
4.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
5.
Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
6.
Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. – М., 1987г.
7.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980г.
9. Школьный философский словарь/
Т.В. Горбунова, Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин и др. М. 1995

Классный час на тему "Добро и зло в современном мире"

Цели : знакомство учащихся с понятиями "добро" и "зло", отстаивать и аргументировать свою точку зрения, развитие умения сопереживать другим людям.

Задачи: воспитывать стремления совершать добрые дела и поступки, развивать представления учащихся о добре и зле, способствовать развитию культуры диалога.

Есть только один способ положить

Конец злу - делать добро злым людям.

Л.Н.Толстой.

Учитель:

Добро -это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, всё, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. У меня, например, добро ассоциируется с пламенем свечи. Подобно тому, что от свечи идет свет и тепло, добро также дает людям свет и тепло. Давайте зажжем свечу и пусть ее огонь в течение нашего классного часа будет навевать только добрые мысли. (зажигает свечу - декоративную, большую). Классный час мне хотелось бы начать с притчи :

"Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".

Учитель:

Как мы понимаем значение слов "добро" и "зло"? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий "добро" и "зло".

(Ученики высказывают свое мнение).

Учитель:

В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям:

Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.

Зло - худое, лихое, худо, лихо; противоположное добру.

В словаре Ожегова даны следующие определения этим понятиям:

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

Добро и зло. Какие важные и емкие понятия. На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии. Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.

Вот об этом и рассказывает старинная китайская притча:

(Инсценировка)

О, мудрейший! Возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.- сказал один юноша мудрецу.

Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.

Конечно, нет! - ответил юноша.

А воровать?

Нет.

А убивать?

Нет...

Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай!

Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать?

Учитель:

Конечно, мысль мудреца бала такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой?

(Ученики высказывают свою точку зрения).

Учитель:

Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире? Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи бывают наказаны?. Об этом и пойдет наш дальнейший разговор. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово "зло"?

(Ответы учеников).

Зло- всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга. Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям. Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?

(Ответы учеников).

А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?

(Ответы учеников).

Ребята, перед вами лежат листочки. Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятности. Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться.

(Ученики делают записи).

А теперь эти листочки разорвите. Будем считать, что от плохих качеств вы избавились частично, а поступки, которые могут причинять зло и неприятности, никогда больше не совершите.

Добро и зло взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умение радоваться и сострадать,сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.

Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.

Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Ребята, а кто из вас может сказать, что он по- настоящему добрый человек?

(Ответы учеников).

К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.

Судить человека надо по его делам. Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

(Ответы детей).

Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: "Ни один злой человек не бывает счастлив".

А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Давайте вместе обсудим некоторые волнующие всех вопросы:

Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

Можно ли принудить человека быть добрым?

Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

(Ответы детей).

Учитель:

Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему?

(Ответы детей).

Зло противоречит добру. Какого человека называют злым?

(Ответы детей).

Зло и добро живут в нашем мире. Давайте подытожим:

Зло – всё, что губит душу человека.

Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. (расизм, геноцид, экстремизм).

Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.

Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь.

Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближнему. Это нравственная основа нашего общества.

Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

Добро – когда миром правит любовь!

Ребята, давайте вместе составим правила доброты:

Помогать больным, маленьким, слабым, попавшим в беду;

Прощать ошибки другим;

Не быть жадным;

Проявлять жалость к другим;

Не завидовать;

Помогать людям;

Делиться последним с другом;

Защищать слабых.

Учитель:

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до конца классного часа, увеличим хоть немного добра в мире. Давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце (на доску – макет солнца). Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра (у каждого – лучик, прикрепить лучики на доску).

Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме (учитель прикрепляет лучик).

Все присутствующие пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме лучики.

Учитель :

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней.

Учитель:

Наш классный час подходит к концу. И мне хотелось бы зачитать вам несколько высказываний о добре великих людей:

1. Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».

2. Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

3. Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе».

4. Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях».

5. Лев Толстой: «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других».

6. Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям».

7. Максим Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно».

Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»

«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

Учитель:

На этой доброй ноте мы заканчиваем наш классный час. Сейчас я погашу свечу и надеюсь, что в отблеске ее огня сгорели все наши недобрые мысли. В заключении хочется всем пожелать здоровья, надежды, веры, доброты.
Пусть будет дом согрет любовью и все исполнятся мечты!

Давайте исполним песню “Дорогою добра”(сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

(Все исполняют песню)


Жизнь полна жестокости, лжи и эгоизма. Мы часто ощущаем на себе агрессивность людей. И как бы ни боролось человечество, в мире продолжает существовать ненависть и непонимание друг друга. Из-за этого между людьми часто вспыхивают конфликты, которые в дальнейшем они никак не могут решить, чтобы пойти на общее согласие. Наступает вражда. Из века в век злоба, неприязнь и разногласия были поводом для очередной «войны».

В современном мире доброта постепенно начинает терять свою значимость. Люди всё больше совершают плохих поступков, лгут родным людям. В непреодолимых ситуациях человек начинает чувствовать себя сломленным, и поэтому совершает безумные деяния, потому что не видит иного выхода. Совесть – она, как и душа человека, будет «грызть» тебя за содеянное день и ночь. А вот люди, которые всю жизнь совершали одно зло, не ощущают, что их мучает совесть. Они считают, что их поступки, слова, мировоззрение на мир – это правильно, но это не так. Такие люди нечестны с другими, и сердце их «черное».

Последнее время мы всё чаще сталкиваемся с подростковой ненавистью к своим сверстникам. В средствах массовой информации периодически появляется видео с жестокими расправами над одноклассниками, которые неспособны постоять за себя. Не так давно в Новосибирске был подобный случай, где молодые люди избили своего знакомого только из-за того, что им не понравилась его прическа. Меня возмущает то, что всё это снимается на камеру, а затем выкладывается в интернет. Таким образом, они хотят показать своё превосходство над другими сверстниками, тем самым стараясь подчинить их себе. Издеваясь над человеком, подростки получают удовольствие от этого, видя, что человеку больно, снимающий человек воспринимает происходящее за камерой, как шутку, при этом смеясь и комментируя. Мне очень жаль, что они думают, что останутся безнаказанными. Избиения, совершаемые подростками, приобрели популярность в Интернете. Поэтому общество стало остро реагировать на эти ужасающие видео, подписывая петиции. Благодаря чему, любые попытки навредить, унизить достоинство человека, нанося побои, попадут в руки Правоохранительных органов, что отразится на будущем этих ребят.

Но не только люди, над которыми издеваются, попадают под объектив камеры, а также и животные. Главными героями снова оказываются подростки. Чуть больше месяца назад в Хабаровске две девушки были обвинены в жестоких расправах над маленькими, беззащитными животными. И та же ситуация, все происходящее было снято на мобильный телефон и выложено в Интернет. Меня поражает, откуда столько ненависти берётся в детях. Они даже не познали жизнь, а уже совершают подобные преступления. Они показывают себя «сильными» на фоне слабых, тем самым говоря, что они такие-то особенные, что им всё можно. Подростки даже не задумываются, что же чувствует бедное животное. Оно воет от боли, но они продолжают издеваться. Возможно, поводом этих деяний является именно недостаток внимания, и видеоролики выкладывают в социальные сети, чтобы их заметили. Две девушки, которые расправлялись с животными, думали только о себе, не подозревая, что будут чувствовать родители, и как они отреагируют на «совершенное» их детьми. Люди стали очень жестокими и не отвечают за свои поступки. Я считаю, что нужно запретить выкладывать такие видео, ведь младшее поколение может это увидеть и будет вести себя так же агрессивно, подобно тем, кто это снимает. У некоторых может не выдержать психика, и в дальнейшем будут большие проблемы.

Чаще всего подростки ведут себя безжалостно и не по-человечески только потому, что смотрят на некоторых взрослых, которые ведут себя подобным образом. Примером послужат те же самые жестокие расправы над животными. В Интернете полно видеороликов, где именно взрослые люди по-зверски относятся к этим существам, мучая и издеваясь часами, после чего бедное животное погибает. Конечно же, это страшные вещи со стороны старших. Смотря такое видео, подростки воспринимают это нормально, и пытаются подражать авторам. Отсюда и агрессия со стороны младшего поколения. Нельзя допускать, чтобы видеоролики с расправами над животными, так и над людьми попадали в интернет. Взрослые всегда служили примером для детей. У подростков формируется человеческая личность вместе с ними, потому что большинство подражают именно старшим. Причиной проявления агрессии у подростков являются не только взрослые люди, но и фильмы, компьютерные игры с убийствами. Они все меньше читают художественную литературу, где описывается истинное добро, отдавая предпочтение просмотру фильмов с кровью, жертвами и.т.д. Они начинают относиться к этому абсолютно нормально и даже с желанием. Из ранее описанных преступлений, подростки, совершая такие поступки, просто воспринимали это как игру.

Жестокость в мире проявляется не только издевательствами и унижениями, но и безответственностью. Проходя по улицам, можно заметить, что полно бездомных кошек и собак, которые оказались там не по своей воле. Чаще всего именно люди являются причиной этого, потому что, взяли кошку или собаку к себе домой, а через некоторое время это животное оказывается на улице из-за того, что оно человеку просто надоело. Люди не задумываются о том, что животные привыкают к дому, к теплу, к хозяину, к тому, что его постоянно кормят, ухаживают. Оно становиться домашним, и даже не имеет понятия, что такое «улица», и что там происходит. Животное просто-напросто погибнет. Человек несет ответственность за того, кого приручил. Если уж приютил животное у себя дома, то нужно серьёзно относиться к нему, потому что оно тоже живое существо, и нельзя по своей прихоти выбрасывать его на улицу. Любое домашнее животное никогда не навредит своему хозяину, защитит его тогда, когда это нужно, тем самым, выражая любовь и уважение.

На сегодняшний день огромное значение для нынешнего поколения имеет власть. Она была и есть превыше всего! Богатые люди, зарабатывающие миллионы, думают, что если есть деньги, значит, есть и власть. Они считают, что, имея у себя в кошельке огромную сумму, могут управлять другими, им подвластно всё. По их мнению, если нарушать законы, то им ничего не будет, что деньгами можно подкупить людей, чтобы прикрыть себя. Шантажировать, чтобы удовлетворить свои потребности. Младшее поколение смотрит на богатых и берет пример с них. Молодые стремятся получить как можно больше денег, надеясь, что постепенно придет и власть. А какая власть? Власть жестокости и конкуренции? Вот в таком мире мы и живем. Такие люди уверены в том, что вся их жизнь пройдет идеально, но это не так. Они как будто больны неизлечимой болезнью – ее диагноз: зависть, жестокость и жадность. Жестокость была всегда, но в современном мире – у нее свое лицо. Может, я и не во всем права. Я – восьмиклассница, живу в такое свое время, которое и сформировало мою точку зрения.

«Доброта – она превыше всех благ», – говорил известный русский писатель М. Горький. Борьба между добром и злом была и будет всегда. Но фундаментом любого общества являются такие ценности, как справедливость, готовность помочь человеку, совесть и доброта. В наши дни доброта проявляется по-разному. Люди создают благотворительные фонды для сбора денег на операции больных детей и взрослых, вступают в волонтёрские программы для защиты животных и людей. Создаются заповедники, чтобы сберечь исчезающие виды, приюты для собак и кошек, чтобы у них был дом, чтобы была надежда на то, что они вновь найдут себе новых хозяев.

Отрадно, что в социальных сетях люди выкладывают не только истории о совершенном кем-то зле, но и видеоролики о совершенном добре. Не так давно в СМИ показывали видеоролик, где мужчина спасает тонущую собаку. Он не остался равнодушным, не дал животному погибнуть. Это называется подвиг, где человек, не жалея себя, совершает добро во благо других. Также один из примеров людей с «золотым» сердцем – недавно погибшая в авиакатастрофе – доктор Лиза. Она помогала людям, не имеющим место проживания; оказывала медицинскую помощь пострадавшим и осуществляла сбор материальных средств. Доктор Лиза спасла немало жизней, за что ей благодарны многие. Она делала это по своей инициативе, потому что хотела помочь тем, кто в этом сильно нуждается. Больше бы таких людей, как она. Любого человека должна окружать атмосфера любви, доброты и красоты. Человеческая доброта способна спасти наш мир. Она всегда может облегчить боль и страдания. Только совершаться она должна от чистого сердца.

Доброта, подаренная тобой, обязательно вернется и принесет радость и искренние улыбки, а гуманность и забота только улучшат человеческую жизнь. Актуальны для нашего времени слова русского историка В. О. Ключевского: «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла». Дело за каждым из нас. Не должна чаша зла переполниться…

Эссе

«Нужна ли доброта в ХХI веке?»

учащийся 11 Г класса МАОУ лицея № 17

Руководитель: Левен Татьяна Андреевна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ лицея № 17

Калининград

2013 г.

Нужна ли доброта в 21 веке?

Мне все же кажется, что доброта измеряется не способностью выделить часть того, что у тебя есть, а чем-то более всеобъемлющим. И, по-моему, доброту все-таки сложно измерить в каких-то единицах. К тому же, этой самой доброты как-то все меньше и меньше, к сожалению, можно встретить в нашем обществе. Конечно, каждый добр по отношению к своим близким: к детям, к родителям, к знакомым, потому что в ответ в глубине души ждет такого же доброго поступка. А вот очень сложно совершить что-то подобное по отношению к совершенно чужому человеку, при этом абсолютно не рассчитывая на какую-то благодарность. Почему-то сейчас люди почти подвигом считают поведение людей в видеороликах, представленных в Интернете: автомобилисты останавливаются, чтобы перевести пожилого человека через дорогу или подтолкнуть машину, застрявшую в кювете. Но ведь это простое, обычное явление, ставшее в последнее время редкостью, поэтому так высоко и оцениваемое. Что случилось с людьми? Неужели доброта – это что-то вроде архаизма? Не хочется думать, что люди так очерствели душой, но вот едешь утром в автобусе, когда все места заняты, и видишь – заходит старенькая бабуля, руки у нее трясутся (почему одна в такое время – обстоятельства бывают разные), еле держится, но сесть некуда – все места заняты студентами, школьниками, молодыми рабочими и служащими, и НИКТО не встает! То ли черствость души, то ли плохое воспитание – объяснить сложно. Мои родители меня приучили все-таки оглядываться по сторонам, поэтому я практически всегда захожу в автобус и стою в проходе, потому что всегда есть люди, нуждающиеся в большем комфорте, чем я.

И все-таки я думаю, доброта будет нужна всегда: и в 21 веке, и в 22, и в последующих тоже. Человечество не выживет без проявления добра. Это такая категория, которая передается по кругу вне желания или нежелания человека. Прошлым летом я нашел в магазине кошелек с деньгами, водительскими правами и кредитными картами. Через Интернет мы с братом нашли владельца и вернули ему все в целости и сохранности. Он просто был потрясен, когда увидел, что все на месте. Через пару месяцев я сам лично потерял свой кошелек, но, к моему удивлению, получил его через несколько дней без какой-либо потери. Когда я рассказал об этом своей маме и засмеялся, что это настоящий круговорот кошельков в природе, она ответила, что «это круговорот, но не кошельков, а добра среди людей».

Хотелось бы верить, что такой круговорот добра будет не единичным, а массовым, общечеловечным, что с каждым витком доброта будет облагораживать людей и делать их совестливее, мягче, внимательнее по отношению к другим людям, знакомым и незнакомым.