Sadolesi - Информационный портал
Поиск по сайту

Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике векслера. Методики для исследования памяти Социальная помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации гусосрун "алые паруса"

«Предложения» – тест на запоминание, заменивший субтест повторения цифровых рядов из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментатором повторять произносимое предложение. Этот субтест можно использовать вместо любого субтеста из вербальной шкалы или предъявить как дополнительный для получения более точной диагностической информации. Субтест «Дом животного» сходен с субтестами шифровки цифр. В этой группе заданий ребенку предъявляется карта с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней части карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расставить домики по соответствующим изображениям животных. Оценка зависит от времени выполнения и количества ошибок. В тесте «Геометрические схемы» требуется с помощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей.

Для рассмотренных трех вариантов шкал измерения интеллекта Векслера существуют сокращенные формы, включающие 4–6 субтестов, коэффициенты корреляции которых с основными вариантами составляют 0,8–0,9. Среди них можно указать на «Краткий Векслера интеллекта тест» (Reduzierter Wechsler Intelligenztest, WIP) – сокращенный вариант гамбургской редакции основного теста (НА WIK), состоит из четырех субтестов. Разработаны нормы для пациентов психиатрических клиник (в возрасте от 15 до 60 лет) и здоровых лиц (от 10 до 79 лет). Тест стандартизирован на материале обследования 947 больных и 124 здоровых испытуемых. Показатели корреляции с основной формой теста (HAWIK) составляют по отдельным субтестам от 0,89 до 0,97. Коэффициенты надежности (по методу Кьюдера – Ричардсона), определенные на основании данных обследования 305 больных и 197 здоровых лиц, варьируются от 0,53 до 0,89. Показатели внутренней согласованности заданий теста для психиатрических пациентов оказываются существенно выше, чем для здоровых. Имеются сведения о конвергентной и дискриминантной валидности (см. валидность конструктная).

Одним из важных достоинств шкал измерения интеллекта Векслера является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемым заданий субтестов. При использовании сокращенной программы обследования качественные наблюдения невозможны.

Традиционно психометрическая часть обработки результатов обследования с помощью рассматриваемых шкал предусматривает подсчет первичных оценок по каждому из применявшихся вербальных и практических субтестов. Согласно таблицам переходов «сырых» показателей в оценки шкальные могут быть получены стандартные оценки результатов выполнения каждого отдельного субтеста. Эти данные могут быть представлены в виде профиля. Оценки отдельных субтестов рассчитаны по шкале с характеристиками: М = 10, s = 3. По суммам «сырых» оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) с помощью специальных таблиц определяются шкальные оценки IQ-вербального, IQ-невербального и общего IQ-показателя. Оценки по этим трем показателям выражены в единицах IQ-показателя стандартного (М = 100, s = 15). Интерпретация IQ-показателей по Векслеру проводится в соответствии со схемой, приведенной в таблице 9.

Таблица 9

Классификация IQ-показателей по Векслеру

Количественная интерпретация результатов исследований с помощью шкал измерения интеллекта Векслера включает некоторые специальные приемы. Так, при анализе показателей WAIS может быть определен индекс возрастного снижения некоторых интеллектуальных функций. Опираясь на экспериментальные данные, Д. Векслер разделяет субтесты на основные, результаты которых мало изменяются с возрастом испытуемых (словарный, осведомленность, составление фигур, обнаружение недостающих деталей), и те, которые чаще обнаруживают с возрастом ухудшение результатов относительно стандартов (воспроизведение цифр, обнаружение сходства, шифровка, кубики Коса). Сравнением показателей в этих условно выделяемых группах субтестов определяется коэффициент детериорации, или ущерба (DQ):

где ТНР – шкальные показатели по субтестам с практически неизменными результатами;

ТПР – показатели результатов с переменными результатами.

Наибольший интерес представляют качественная интерпретация структуры уровня развития определенных функций интеллекта, а также оценка комплексных интеллектуально-личностных особенностей испытуемого.

При конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта. Характеристика функциональной направленности отдельных групп заданий шкал измерения интеллекта Векслера и факторов, влияющих на результаты отдельных субтестов, приведены в таблице 10.

Таблица 10

Окончание таблицы 10

Функции интеллекта, определяемые субтестами шкал Векслера

Окончание таблицы 10

Функции интеллекта, определяемые субтестами шкал Векслера

Разработка шкал измерения интеллекта Векслера опиралась на тщательную стандартизацию. Нормативная выборка для WAIS состояла из 1700 испытуемых с равным количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте 16–64 лет были распределены по семи возрастным уровням. Предпринимались разные меры по обеспечению репрезентативности выборки. Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы путем тестирования выборки лиц пожилого возраста из 470 человек. Стандартизация шкальных показателей отдельных субтестов осуществлялась на группе из 500 испытуемых (возраст от 20 до 34 лет), входивших в выборку стандартизации. Выборка стандартизации WISC-R состояла из 100 мальчиков и 100 девочек в каждом возрастном годовом интервале от 6,5 до 16,5 лет (общее количество испытуемых – 2200). Аналогично процедуре стандартизации WAIS для обеспечения максимальной репрезентативности выборка была стратифицирована на основе данных переписи населения. Шкала WPPSI была стандартизирована на аналогичной выборке из 1200 детей (по 100 мальчиков и 100 девочек в каждой полугодовой возрастной группе в диапазоне от 4 до 6,5 лет).

В ходе широкого и длительного применения шкал измерения интеллекта Векслера в психодиагностике накоплено немало сведений о надежности и валидности этих методик. Показатели надежности вербальных и практических шкал, а также теста в целом приведены в таблице 11.

Таблица 11

Коэффициенты надежности показателей IQ в шкалах Векслера

Коэффициенты валидности текущей WAIS (по связи с критериями академической успеваемости и оценками профессиональной деятельности) составили 0,3 для невербальных субтестов и 0,4–0,5 для вербальных. Для WISC показатели валидности критериальной по связи с результатами тестов достижений и учебными критериями интеллекта находятся в пределах 0,5–0,6. При этом показатели вербальной шкалы более тесно коррелируют с критерием, чем показатели невербальной шкалы.

Шкалы измерения интеллекта Векслера отличаются высокой корреляцией с результатами других достаточно известных тестов интеллекта. Коэффициент корреляции с показателями шкалы умственного развития Стэнфорд – Бине для WAIS составляет около 0,8. Характерна более тесная связь с результатами вербальной шкалы, чем с невербальным IQ-показателем. Так, для шкалы WISC коэффициенты корреляции с данными теста Стэнфорд – Бине составляют 0,76 по вербальной шкале и 0,56 – по невербальной. Коэффициенты корреляции показателей IQ WPPSI и теста Стэнфорд – Бине равны 0,82, 0,81, и 0,67 для полной, вербальной и невербальной шкалы, соответственно.

Данные о валидности конструктной существенно дополняются факторным анализом результатов теста. Согласно его результатам шкалы измерения интеллекта Векслера насыщены фактором общего интеллекта (фактор G), определяющим около 50 % суммарной дисперсии батареи. Кроме того, выявлены три групповых фактора: фактор вербального понимания (субтесты «Словарный», «Осведомленности», «Понимание», «Нахождение сходства»); фактор перцептивной организации (субтесты «Кубики Коса», «Составление фигур»), выраженный сочетанием факторов скорости восприятия и пространственных представлений; фактор памяти («Арифметика», «повторение цифровых рядов»).

Для правильной интерпретации количественных показателей, особенно в случае сравнительных психодиагностических исследований, имеют значение сведения об ошибке измерения, отражающей точность индивидуального результата (табл. 12)

Таблица 12

Величины стандартной ошибки измерения (σm) IQ-показателей в шкале Векслера

В отечественных исследованиях шкалы измерения интеллекта Векслера нашли достаточно широкое распространение. WAIS, впервые адаптированная в Ленинградском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева, успешно использовалась в комплексном лонгитюдном изучении развития интеллекта (Б. Г. Ананьев , 1969 и др.). Тест применялся в дифференциальной диагностике умственной отсталости и задержки психического развития детей (А. Ю. Панасюк , 1976), а также судебно-психологической экспертизе подростков (Л. А. Калинина , 1980). С помощью WAIS были получены данные, углубляющие представления об особенностях интеллекта при некоторых психических заболеваниях (И. Н. Гильяшева , 1983 и др.). WISC была адаптирована и стандартизирована на отечественной выборке (А. Ю. Панасюк , 1973).

14. Шкала памяти Векслера

Шкала памяти Векслера (WechslerMemoryScale , WMS) – методика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций, разработана Д. Векслером в 1946 г. Задания методики объединяются в семь субтестов.

I субтест – ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных (6 вопросов, правильный ответ – 1 балл).

II субтест – ориентировка во времени и пространстве (5 вопросов, правильный ответ – 1 балл).

Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушения ориентировки, а также в случае явной неудачи испытуемого при выполнении субтестов.

III субтест – психический контроль. Включает три задания: отсчитывание от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы. Время выполнения лимитировано. За быстрое выполнение добавляются дополнительные баллы.

IV субтест – логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках. Оценка выполнения производится по числу воспроизведенных смысловых единиц рассказа.

V субтест – воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке. Оценка соответствует наибольшему числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемым в двух попытках (отдельно для воспроизведения в прямом и обратном порядке).

VI субтест – воспроизведение геометрических фигур. Испытуемому демонстрируются последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция – 10 с. Оценка успешности выполнения дифференцирована в зависимости от числа воспроизведенных элементов фигур.

VII субтест – воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар – легкие ассоциации, следующие 4 пары – трудные ассоциации. При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями – 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный.

Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся легких ассоциаций с суммой трудных ассоциаций. Первичные результаты по всем субтестам суммируют и, используя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам стандартного IQ-показателя. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в шкальные оценки. Таким образом, тест допускает профильную оценку данных с учетом состояния отдельных мнестических функций (Д. Векслер , 1945).

  1. Критерии оценки качества тестовых процедур

    Реферат >> Психология

    Семантического дифференциала применительно к задачам психодиагностики в психиатрической клинике (Е.Ф. ... 1996 - 384с. Лучинин А.С. Психодиагностика . Конспект лекций : Эксмо; Москва; 2008 – ... И.К. Введение в общую психодиагностику . Курс лекций . – Красноярск: КГТУ...

  2. Социальная помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации ГУСОСРУН "Алые паруса"

    Дипломная работа >> Социология

    Конспект лекций . – Ростов на Дону, 2005. – 189 ... Ж. Избранные психологические труды. - М, 2004. – 338 с. Психодиагностика : Конспект лекций /Сост. Посохова С. Т. – М, 2004. – 346 с. Разумихина...

  3. Типология неблагополучных семей

    Реферат >> Психология

    Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций . - Ростов на Дону, 2005 11 ... . Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - СПб, 2001 34. Психодиагностика

Текущая страница: 10 (всего у книги 13 страниц) [доступный отрывок для чтения: 3 страниц]

13. Шкалы измерения интеллекта Векслера

Шкалы измерения интеллекта Векслера (ШИИВ) – группа наиболее известных и широко используемых тестов интеллекта, предназначенных для измерения уровня интеллектуального развития. Разработаны Д. Векслером . Первой была предложена в 1939 г. Векслер – Белльвью шкала (Wechsler Bellevue Scale – от названия клиники, в которой она была разработана). Шкала стандартизирована на выборке испытуемых в возрасте от 7 до 69 лет.

Наибольшую известность получил модифицированный вариант этой шкалы, опубликованный в 1955 г. под названием «Векслера интеллекта взрослых шкала» (Wechsler Adult Intelligence Scale, WAIS), последняя редакция, WAIS-R, опубликована в 1981 г. WAIS предназначена для обследования лиц в возрасте от 16 до 64 лет. Включает 11 субтестов, составляющих вербальную и невербальную (действия) шкалы.

Шкала вербальная.

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний. Предлагается 29 вопросов, оценка – 1 балл за правильное решение каждого вопроса.

1) из чего делают резину?

2) почему на солнце в темной одежде теплее, чем в светлой?

3) что такое гносеология?

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания смысла выражений, способность к суждению, понимание общественных норм. Испытуемый должен дать ответ о своих предполагаемых действиях в описанной ситуации. Предлагаются 14 вопросов, оценка в зависимости от точности ответа: 0, 1, 2 балла.

1) что нужно сделать, если вы нашли на улице запечатанный конверт с написанным на нем адресом и непогашенной маркой?

2) что означает выражение «Куй железо, пока горячо»?

3) почему человек, родившийся глухим, не может говорить?

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым материалом.

Испытуемый должен устно решить серию арифметических задач. Дается оценка не только точности ответа, но и затраченного на решение времени.

1) если человек купил 7 марок по 2 копейки каждая и дал полтинник, сколько он должен получить сдачи?

2) цена двух банок с консервированными яблоками – 31 копейка. Сколько стоят 12 банок?

3) восемь человек могут закончить работу за 6 дней.

Сколько человек потребуется, чтобы закончить работу за полдня?

4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий. Оценка варьируется от 0 до 2 баллов в зависимости от достигнутого уровня обобщения: конкретного, функционального, концептуального. Например, при установлении общего в паре понятий «платье – пальто» могут быть даны ответы:

1) сделаны из одинакового материала, имеют пуговицы (0 баллов);

2) их носят, они дают тепло (1 балл);

3) верхняя одежда (2 балла).

В субтесте предлагаются 13 пар понятий.

5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке. Задания аналогичны соответствующему субтесту шкалы памяти (см. шкала памяти Векслера).

6. Словарный субтест. Направлен на изучение вербального опыта (понимания и умения определить содержание слов). Предлагается объяснить значение ряда слов. Всего в задании 42 слова: первые 10 – весьма распространенные, повседневного употребления; следующие 20 – средней сложности; третью группу составляют 12 слов высокой степени сложности. Оценка – от 0 до 2 баллов.

Шкала невербальная.

1. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой цифрой в клеточке соответствующий ей символ. Время выполнения лимитировано.

2. Субтест нахождения недостающих деталей. Изучает особенности зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные детали.

Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие. Правильный ответ оценивается 1 баллом (лимит времени – 20 с).

3. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Испытуемому предлагают последовательно воспроизвести десять образцов рисунков из разноцветных деревянных кубиков. Время ограничивается по каждому заданию. Оценка зависит как от точности, так и от времени исполнения (см. также Кубики Коса).

4. Субтест последовательности картинок. Исследует способность к организации фрагментов в логическое целое, к пониманию ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь серий картинок. В каждой серии картинки объединены сюжетом, в соответствии с которым испытуемый должен расположить их в определенной последовательности. Оценка зависит от правильности и времени решения.

5. Субтест составления фигур. Направленность субтеста аналогична субтесту 4. Испытуемому предлагают в определенной последовательности детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания на то, что из этих деталей должно быть составлено. В оценке учитывается время и правильность решения.

В 1949 г. была предложена «Векслера интеллекта шкала для детей» (Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC; последняя редакция, WISC-R, опубликована в 1974 г.), предназначенная для обследования детей в возрасте от 5 лет до 15 лет 11 мес. (для WISC-R стандартизация осуществлялась в возрастном диапазоне от 6,5 до 16,5 года).

В отличие от шкалы WAIS в тесте WISC-R имеется 12-й субтест, альтернативный субтесту шифровки цифр. Этот субтест включает девять лабиринтов, время выхода из которых лимитировано. Задания вербальных и практических субтестов предъявляются в детском варианте шкалы в чередующемся порядке. Субтест «Лабиринты», проведение которого требует больше времени, по усмотрению экспериментатора может быть заменен на «Шифровку». Любая другая замена, в том числе замена лабиринтов на какой-либо другой субтест, так же, как и замена запоминанием цифр (второй альтернативный субтест, используемый только в WISC-R) любого из вербальных субтестов, производится только в случае, если один из основных субтестов приходится пропускать из-за непредвиденных препятствий. Дополнительные субтесты батареи WISC-R («Запоминание цифр» и «Лабиринты») могут быть проведены вместе с основной группой заданий, но в этих случаях их показатели не учитываются при определении значений IQ.

Она включает 11 субтестов, из которых 10 засчитываются при определении IQ, 8 субтестов представляют собой облегченные и адаптированные варианты заданий WISC, остальные 3 разработаны специально для данной шкалы. Субтесты также сгруппированы в вербальную шкалу и шкалу действия; предъявление субтестов той и другой группы чередуется (табл. 8).

Таблица 8
Состав субтестов шкалы WPPSI

Окончание таблицы 8
Состав субтестов шкалы WPPSI

«Предложения» – тест на запоминание, заменивший субтест повторения цифровых рядов из WISC. От ребенка требуется вслед за экспериментатором повторять произносимое предложение. Этот субтест можно использовать вместо любого субтеста из вербальной шкалы или предъявить как дополнительный для получения более точной диагностической информации. Субтест «Дом животного» сходен с субтестами шифровки цифр. В этой группе заданий ребенку предъявляется карта с изображением собаки, цыпленка, рыбы и кошки. В верхней части карты размещаются картинки-ключи со вставленными в них различного цвета цилиндриками (дом животного). От ребенка требуется расставить домики по соответствующим изображениям животных. Оценка зависит от времени выполнения и количества ошибок. В тесте «Геометрические схемы» требуется с помощью цветного карандаша скопировать 10 простых чертежей.

Для рассмотренных трех вариантов шкал измерения интеллекта Векслера существуют сокращенные формы, включающие 4–6 субтестов, коэффициенты корреляции которых с основными вариантами составляют 0,8–0,9. Среди них можно указать на «Краткий Векслера интеллекта тест» (Reduzierter Wechsler Intelligenztest, WIP) – сокращенный вариант гамбургской редакции основного теста (НА WIK), состоит из четырех субтестов. Разработаны нормы для пациентов психиатрических клиник (в возрасте от 15 до 60 лет) и здоровых лиц (от 10 до 79 лет). Тест стандартизирован на материале обследования 947 больных и 124 здоровых испытуемых. Показатели корреляции с основной формой теста (HAWIK) составляют по отдельным субтестам от 0,89 до 0,97. Коэффициенты надежности (по методу Кьюдера – Ричардсона), определенные на основании данных обследования 305 больных и 197 здоровых лиц, варьируются от 0,53 до 0,89. Показатели внутренней согласованности заданий теста для психиатрических пациентов оказываются существенно выше, чем для здоровых. Имеются сведения о конвергентной и дискриминантной валидности (см. валидность конструктная).

Одним из важных достоинств шкал измерения интеллекта Векслера является возможность качественного анализа и интерпретации характера выполнения испытуемым заданий субтестов. При использовании сокращенной программы обследования качественные наблюдения невозможны.

Традиционно психометрическая часть обработки результатов обследования с помощью рассматриваемых шкал предусматривает подсчет первичных оценок по каждому из применявшихся вербальных и практических субтестов. Согласно таблицам переходов «сырых» показателей в оценки шкальные могут быть получены стандартные оценки результатов выполнения каждого отдельного субтеста. Эти данные могут быть представлены в виде профиля. Оценки отдельных субтестов рассчитаны по шкале с характеристиками: М = 10, s = 3. По суммам «сырых» оценок (отдельно вербальной и невербальной частей теста) с помощью специальных таблиц определяются шкальные оценки IQ-вербального, IQ-невербального и общего IQ-показателя. Оценки по этим трем показателям выражены в единицах IQ-показателя стандартного (М = 100, s = 15). Интерпретация IQ-показателей по Векслеру проводится в соответствии со схемой, приведенной в таблице 9.

Таблица 9
Классификация IQ-показателей по Векслеру

Количественная интерпретация результатов исследований с помощью шкал измерения интеллекта Векслера включает некоторые специальные приемы. Так, при анализе показателей WAIS может быть определен индекс возрастного снижения некоторых интеллектуальных функций. Опираясь на экспериментальные данные, Д. Векслер разделяет субтесты на основные, результаты которых мало изменяются с возрастом испытуемых (словарный, осведомленность, составление фигур, обнаружение недостающих деталей), и те, которые чаще обнаруживают с возрастом ухудшение результатов относительно стандартов (воспроизведение цифр, обнаружение сходства, шифровка, кубики Коса). Сравнением показателей в этих условно выделяемых группах субтестов определяется коэффициент детериорации, или ущерба (DQ):

где ТНР – шкальные показатели по субтестам с практически неизменными результатами;

ТПР – показатели результатов с переменными результатами.

Наибольший интерес представляют качественная интерпретация структуры уровня развития определенных функций интеллекта, а также оценка комплексных интеллектуально-личностных особенностей испытуемого.

При конструировании шкал Д. Векслер исходил из стремления отразить в заданиях теста не только интеллектуальные, но и прочие факторы, от которых зависит эффективность проявления интеллекта. Характеристика функциональной направленности отдельных групп заданий шкал измерения интеллекта Векслера и факторов, влияющих на результаты отдельных субтестов, приведены в таблице 10.

Таблица 10

Окончание таблицы 10
Функции интеллекта, определяемые субтестами шкал Векслера

Окончание таблицы 10
Функции интеллекта, определяемые субтестами шкал Векслера

Разработка шкал измерения интеллекта Векслера опиралась на тщательную стандартизацию. Нормативная выборка для WAIS состояла из 1700 испытуемых с равным количеством мужчин и женщин. Испытуемые в возрасте 16–64 лет были распределены по семи возрастным уровням. Предпринимались разные меры по обеспечению репрезентативности выборки. Для пожилых людей были установлены дополнительные нормы путем тестирования выборки лиц пожилого возраста из 470 человек. Стандартизация шкальных показателей отдельных субтестов осуществлялась на группе из 500 испытуемых (возраст от 20 до 34 лет), входивших в выборку стандартизации. Выборка стандартизации WISC-R состояла из 100 мальчиков и 100 девочек в каждом возрастном годовом интервале от 6,5 до 16,5 лет (общее количество испытуемых – 2200). Аналогично процедуре стандартизации WAIS для обеспечения максимальной репрезентативности выборка была стратифицирована на основе данных переписи населения. Шкала WPPSI была стандартизирована на аналогичной выборке из 1200 детей (по 100 мальчиков и 100 девочек в каждой полугодовой возрастной группе в диапазоне от 4 до 6,5 лет).

В ходе широкого и длительного применения шкал измерения интеллекта Векслера в психодиагностике накоплено немало сведений о надежности и валидности этих методик. Показатели надежности вербальных и практических шкал, а также теста в целом приведены в таблице 11.

Таблица 11
Коэффициенты надежности показателей IQ в шкалах Векслера

Коэффициенты валидности текущей WAIS (по связи с критериями академической успеваемости и оценками профессиональной деятельности) составили 0,3 для невербальных субтестов и 0,4–0,5 для вербальных. Для WISC показатели валидности критериальной по связи с результатами тестов достижений и учебными критериями интеллекта находятся в пределах 0,5–0,6. При этом показатели вербальной шкалы более тесно коррелируют с критерием, чем показатели невербальной шкалы.

Шкалы измерения интеллекта Векслера отличаются высокой корреляцией с результатами других достаточно известных тестов интеллекта. Коэффициент корреляции с показателями шкалы умственного развития Стэнфорд – Бине для WAIS составляет около 0,8. Характерна более тесная связь с результатами вербальной шкалы, чем с невербальным IQ-показателем. Так, для шкалы WISC коэффициенты корреляции с данными теста Стэнфорд – Бине составляют 0,76 по вербальной шкале и 0,56 – по невербальной. Коэффициенты корреляции показателей IQ WPPSI и теста Стэнфорд – Бине равны 0,82, 0,81, и 0,67 для полной, вербальной и невербальной шкалы, соответственно.

Данные о валидности конструктной существенно дополняются факторным анализом результатов теста. Согласно его результатам шкалы измерения интеллекта Векслера насыщены фактором общего интеллекта (фактор G), определяющим около 50 % суммарной дисперсии батареи. Кроме того, выявлены три групповых фактора: фактор вербального понимания (субтесты «Словарный», «Осведомленности», «Понимание», «Нахождение сходства»); фактор перцептивной организации (субтесты «Кубики Коса», «Составление фигур»), выраженный сочетанием факторов скорости восприятия и пространственных представлений; фактор памяти («Арифметика», «повторение цифровых рядов»).

Для правильной интерпретации количественных показателей, особенно в случае сравнительных психодиагностических исследований, имеют значение сведения об ошибке измерения, отражающей точность индивидуального результата (табл. 12)

Таблица 12
Величины стандартной ошибки измерения (σm) IQ-показателей в шкале Векслера

В отечественных исследованиях шкалы измерения интеллекта Векслера нашли достаточно широкое распространение. WAIS, впервые адаптированная в Ленинградском психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева, успешно использовалась в комплексном лонгитюдном изучении развития интеллекта (Б. Г. Ананьев , 1969 и др.). Тест применялся в дифференциальной диагностике умственной отсталости и задержки психического развития детей (А. Ю. Панасюк , 1976), а также судебно-психологической экспертизе подростков (Л. А. Калинина , 1980). С помощью WAIS были получены данные, углубляющие представления об особенностях интеллекта при некоторых психических заболеваниях (И. Н. Гильяшева , 1983 и др.). WISC была адаптирована и стандартизирована на отечественной выборке (А. Ю. Панасюк , 1973).

14. Шкала памяти Векслера

Шкала памяти Векслера (WechslerMemoryScale , WMS) – методика психометрической оценки памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций, разработана Д. Векслером в 1946 г. Задания методики объединяются в семь субтестов.

I субтест – ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных (6 вопросов, правильный ответ – 1 балл).

II субтест – ориентировка во времени и пространстве (5 вопросов, правильный ответ – 1 балл).

Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушения ориентировки, а также в случае явной неудачи испытуемого при выполнении субтестов.

III субтест – психический контроль. Включает три задания: отсчитывание от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы. Время выполнения лимитировано. За быстрое выполнение добавляются дополнительные баллы.

IV субтест – логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках. Оценка выполнения производится по числу воспроизведенных смысловых единиц рассказа.

V субтест – воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке. Оценка соответствует наибольшему числу элементов цифрового ряда, воспроизведенных испытуемым в двух попытках (отдельно для воспроизведения в прямом и обратном порядке).

VI субтест – воспроизведение геометрических фигур. Испытуемому демонстрируются последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция – 10 с. Оценка успешности выполнения дифференцирована в зависимости от числа воспроизведенных элементов фигур.

VII субтест – воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар – легкие ассоциации, следующие 4 пары – трудные ассоциации. При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями – 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный.

Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся легких ассоциаций с суммой трудных ассоциаций. Первичные результаты по всем субтестам суммируют и, используя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам стандартного IQ-показателя. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в шкальные оценки. Таким образом, тест допускает профильную оценку данных с учетом состояния отдельных мнестических функций (Д. Векслер , 1945).

Достоинством шкалы памяти Векслера является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения методике предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых.

В нашей стране шкала памяти Векслера получила наибольшее распространение в клинической психодиагностике.

15. Кубики Коса

Кубики Коса (КК) – невербальный тест интеллекта. Предложен К. Косом в 1920 г.

Испытуемому предлагают составить фигуры из цветных кубиков по рисункам-образцам. Тестовый материал состоит из шестнадцати кубиков с ребром 2,5 см, стороны которых окрашены в красный, белый, желтый и синий цвета. Оставшиеся две противоположные грани разделены по диагонали, причем одна окрашена в белый и красный цвета, а вторая – в синий и желтый (см. шкалы измерения интеллекта Векслера). В набор включены восемнадцать образцов фигур, первый из которых является тренировочным и выполняется совместно с испытуемым. Цвета рисунков-образцов соответствуют цветам кубиков, но размеры образцов вдвое меньше. Образцы размещены посередине картонной карточки, имеющей размер 10 ґ 7,5 см.

Задания следуют в порядке возрастающей трудности, что обеспечивается последовательной комбинацией следующих условий:

1. фигуру можно построить только из одноцветных сторон кубиков;

2. для построения фигуры следует использовать несколько двухцветных граней;

3. фигуру можно сложить только из двухцветных сторон или из сочетания двухцветных и одноцветных, причем на образце не обозначена граница между соседними кубиками;

4. образец повернут на 45°, т. е. стоит на ребре;

5. для составления фигур требуется использовать все большее количество кубиков;

6. образцы постепенно становятся все менее симметричными;

7. увеличивается количество цветов на образце;

8. образец не ограничивается рамкой, так что на краях сливается с фоном. Образцы-рисунки испытуемому предъявляются последовательно, тестирование прекращается после пяти последовавших друг за другом неудачных решений. Успешность оценивается с нескольких позиций. Самым важным показателем является время решения отдельных заданий. В протоколе фиксируется и количество попыток при выполнении. Первичные оценки по результатам выполнения заданий переводятся в показатель умственного возраста. В более поздних модификациях оценки переводятся в стандартные IQ-показатели. Данные дополняются качественным анализом поведения испытуемого.

КК принадлежат к часто применяемым тестам и широко используются как в оригинальной, так и в сокращенных модификациях. Ценность теста определяется особенностями деятельности испытуемого, которая моделируется его заданиями. Испытуемый начинает выполнение задания с анализа образца путем сопоставления фрагментов образца с гранями кубиков. Затем осуществляется генерализация выделяемого признака. Вслед за этим осуществляется переход к синтезу – констатация соответствия между образцом и собранной из кубиков фигурой. По мнению К. Коса, в ходе решения заданий задействуются все мыслительные процессы.

Имеются сведения о конструктной валидности кубиков Коса. Получена значимая корреляция со шкалой умственного развития Бине – Симона (r = 0,82 – у нормальных детей и r = 0,67 – у слабоумных детей). Изучались связи показателей КК с основными тестами интеллекта, в частности шкалой умственного развития Стэнфорд – Бине (r = 0,77), прогрессивными матрицами Равена (r = 0,81). Обращается внимание на независимость друг от друга показателей КК и тестов арифметических способностей.

Наиболее широкое применение кубики Коса находят в клинической психодиагностике (В. М. Блейхер, И. В. Крук , 1986). По данным Л. Кошча (1976) тест весьма полезен при работе с такими разнообразными контингентами испытуемых, как творческие личности с высоким уровнем способностей и, с другой стороны, умственно отсталые лица; дети с минимальной мозговой дисфункцией, нарушением концентрации внимания, нарушением пространственной ориентировки; дети, страдающие неврозами; дети с задержкой психического развития, педагогически запущенные; больные юношеского и зрелого возраста, страдающие шизофренией. Тест может использоваться и при анализе интеллектуального потенциала здоровых лиц.

В отечественной психодиагностике кубики Коса используются чаще всего в том виде, как они представлены в соответствующем отдельно взятом субтесте шкалы измерения интеллекта Векслера.


Шкала памяти Векслера памяти. Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций. Разработана Д. Векслером в 1946 г. Задания методики объединяются в 7 субтестов.


I субтест – ориентировка и осведомленность. Выполнение заданий предусматривает ответы испытуемого на наиболее общие вопросы, касающиеся личных и общественных данных.


II субтест – ориентировка во времени и пространстве.


Первые два субтеста методики предъявляются в случае подозрения на наличие умственного недоразвития, глубоких дефектов памяти, нарушение ориентировки.


III субтест – психический контроль. Включает три задания: отсчитывание от 20 в обратном порядке, называние букв алфавита, отсчитывание от 1 до 40 через 3 единицы.


IV субтест – логическая память. Задание состоит в воспроизведении коротких рассказов, отпечатанных на карточках.


V субтест – воспроизведение рядов цифр в прямом и обратном порядке.


VI субтест – воспроизведение геометрических фигур. Испытуемому демонстрируются последовательно 4 карточки с простыми геометрическими изображениями. Экспозиция – 10 с.


VII субтест – воспроизведение парных ассоциаций. Обследуемому зачитывают 10 пар слов, близких или отдаленных по степени ассоциативной связи. Первые 6 пар – «легкие ассоциации», следующие 4 пары – «трудные ассоциации». При первом прочтении они расположены вперемешку. Затем трижды, каждый раз в другом порядке, экспериментатор зачитывает первое слово каждой пары и проверяет запомнившиеся ассоциации. Пауза между сериями – 10 с. Ответ, данный в течение 5 с, засчитывается как правильный.


Результат теста получают при сложении половины суммы удавшихся «легких ассоциаций» с суммой «трудных ассоциаций».


Первичные результаты по всем субтестам суммируют и, используя специальную таблицу, к «сырым» баллам прибавляют возрастную поправку, рассчитанную для возрастных групп в диапазоне от 15 до 79 лет. Корригированный по возрасту первичный результат может быть переведен в оценки, соответствующие баллам стандартного IQ-показателя. Имеется возможность пересчета «сырых» оценок по отдельным субтестам в шкальные оценки.


Достоинством шкалы памяти Векслера является возможность количественного измерения кратковременной и долговременной памяти, словесно-логической, визуальной и ассоциативной репродукции. Наряду с измерением многих показателей в этой компактной и удобной для проведения методике предусмотрен охват широкого возрастного диапазона испытуемых.



  • Шкала памяти Векслера – методика психометрической оценки памяти . Тестовая батарея, включающая серии заданий для исследования отдельных мнестических функций.


  • Шкала памяти Векслера – методика психометрической оценки памяти . Тестовая батарея, включающая. Шкалы измерения интеллекта Векслера .


  • Шкала памяти Векслера – методика психометрической оценки памяти . Тестовая батарея, включающая.


  • Шкала памяти Векслера – методика психометрической оценки памяти . Тестовая батарея, включающая серии... подробнее ».


  • Так, батарея тестов WISC (см. шкалы измерения интеллекта Векслера ) включает
    событий, арифметические способности и навыки, изучение репродуктивной функции памяти и т. д. В...


  • Шкалы измерения интеллекта Векслера (ШИИВ) - группа наиболее известных, широко ис. Тест Роршаха.


  • ...Шкала умственного развития выявляет такие функции, как восприятие, память , обучаемость, решение проблем, вокализация...


  • Тесты памяти практически всегда включаются в виде субтестов в комплексные тестовые
    Д. Векслером разработана тестовая батарея для исследования отдельных мнестических...


  • Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ).
    Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти ...


  • ...свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти , интеллекта
    Скорее, они представляют собой две разные и независимые шкалы , два разных измерения...

Найдено похожих страниц:10



Векслера шкала памяти . Тест для психометрического исследования функции памяти. Состоит из ряда субтестов, направленных на изучение механической, смысловой и ассоциативной памяти. Дает возможность сопоставить слуховую и зрительную, кратковременную и долгосрочную память. Вычисляются абсолютные показатели и с поправкой на возраст – корригированный показатель памяти. Последний по специальной таблице может быть преобразован в эквивалентный показатель памяти, соответствующий ранжированию уровня интеллекта по шкале интеллекта Векслера.

  • АМНЕЗИЯ - АМНЕЗИЯ - см. Памяти расстройства, Памяти физиологические механизмы.
  • БИНЕ АЛЬФРЕД - БИНЕ АЛЬФРЕД (1857-1911) - фр. психолог, создатель 1-й во Франции лаборатории экспериментальной психологии (1889). Б. автор работ по самому широкому кругу проблем психологии: по патологии сознания, ...
  • ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ - ВЕКСЛЕРА ШКАЛЫ (англ. Wechsler scales) - батареи тестов для измерения интеллекта, разработанные амер. психологом Дэвидом Векслером (1896-1981). В 1937 г. вышла 1-м, а в 1946 - 2-м изд. т. н. шкала...
  • Добавление: - Добавление: В тестах Векслера впервые стал применяться новый подход к определению коэффициента интеллекта. Прежние шкалы интеллекта давали показатель умственного возраста, с помощью которого вычис...
  • ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - промежуток времени, в течение которого след из кратковременной памяти м. б. восстановлен и использован для дальнейшей переработки или воспроизведения (см. Пам...
  • ЗАПОМИНАНИЕ - ЗАПОМИНАНИЕ (англ. memorizing) - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе З. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит пут...
  • КОРСАКОВСКИЙ СИНДРОМ - КОРСАКОВСКИЙ СИНДРОМ (англ. Korsakoff "s syndrom) - амнестический синдром, впервые описанный рос. психиатром С. С. Корсаковым (1887). Сложный симптомокомплекс, выражающийся в невозможности запомин...
  • Добавление: - Добавление: В тестах Векслера (см. Векслера шкалы) и в большинстве современных тестов используется иной показатель IQ , который выражает положение испытуемого в ряду репрезентативной группы населени...
  • КУБИКИ КОСА - КУБИКИ КОСА (англ. Kohs Block Design Test) - методика для диагностики наглядно-действенного интеллекта (см. Мышление наглядно-действенное); разработана амер. психологом С. Косом (Kohs , 1923...
  • НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ - - НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ - см. Памяти расстройства, Расстройства памяти как мнестической деятельности.
  • ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ - ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ (англ. memory readiness) - способность своевременно актуализировать мнемические следы и воспроизводить необходимую информацию. Хранящаяся в памяти человека информация оцениваетс...
  • ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - - ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - свойство процессов памяти, проявляющееся в функциональной изменчивости мнемических действий и операций, обусловленной особенностями материала, его значимостью, мотивами и цел...
  • ПАМЯТИ ОБЪЕМ - ПАМЯТИ ОБЪЕМ (англ. memory span) - количественный показатель сохраняющегося в памяти или воспроизведенного материала (см. Память).
  • ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ - ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ (англ. working memory) - вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой тол...

Результаты опыта:

о средней – 9 – 6 баллов

о низкой – 5 – 0 баллов.

Диагностика коммуникативных умений ребёнка

Шкалы: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности
Тестируем: Межличностные отношения ·

Назначение теста

Изучение коммуникативных умений детей.

Процедура тестирования

Используемый материал : силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Исследование проводится с детьми 4–7 лет.

I. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент, в котором участвуют дети разного возраста. Важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.

Оценка результатов теста

Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

  • умеют ли дети договариваться , приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
  • как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • как относятся к результату деятельности , своему и партнера;
  • осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается;
  • умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй и четвертой сериях).

Определяют, как зависят эти показатели от возрастного состава пар испытуемых.

Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Некоторые замечания к проведению методики

Если ребенок не нарисовал какие-то элементы, то ему предлагается воспроизвести их по образцу в виде самостоятельных фигур, чтобы проверить его умение нарисовать эти элементы. Их отсутствие может быть связано не с развитием произвольного внимания, а с неумением ребенка их нарисовать - тр., круг, квадрат, треугольник и т.д.). По ходу работы ребенка психолог [фиксирует:

Какой рукой он рисует;

Как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит воздуш-1е линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или сует по памяти;

Быстро (или медленно) проводит линии;

Отвлекается ли во время работы;

Высказывается или задает вопросы во время рисования.

Зрительно моторная координация. Тест Бендера

Для исследования зрительно-моторной координации применяется тест Бендера.

Стимульный материал

Лист бумаги с геометрическими фигурами, расположенными в опреде­ленном порядке и в определенной ориентации.

Инструкция

Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги.

Проведение теста

Детям дают лист белой бумаги и карандаш. После инструкции последо­вательно предъявляют все три схемы геометрических фигур. Взрослый по­вторяет, что на этом листочке надо будет нарисовать еще две схемы. После окончания работы одну схему убирают и ребенку предъявляют следующую.

Анализ результатов

При оценке результатов подсчитывают количество баллов, набранных ребенком при рисовании каждой фигуры. Фигура 1 - правильный ромб -2 балла, размеры фигур приблизительно одинаковые - 2 балла; обе фигуры соприкасаются углами или почти соприкасаются - 1 балл. Фигура 2 - гори­зонтальная ось проходит через все три вершины - 2 балла; есть хотя бы два четких угла - 2 балла; число элементов правильное - 2 балла; расстояние между элементами одинаковое - 2 балла. Фигура 3 - у внешней фигуры все утлы правильные - 2 балла. Внешняя фигура расположена горизонтально -1 балл; внутренняя фигура лежит посредине большой - 1 балл; внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу - 1 балл. Максимальное общее количество баллов, которое может набрать ребенок при копировании всех трех фигур, - 18. В норме дети должны набрать не меньше 10-11 баллов. Если ребенок набрал 7-9 баллов, координация зрения и движения руки у него сформирована недостаточно. У детей, набравших меньше 6 баллов, можно предположить нарушение зрительно-моторной или пространственной коор­динации, другие интеллектуальные нарушения.

Классификация результатов

1 +24 и лучше;

5 - 11 и хуже.

Вопросы

1. Какое животное больше - лошадь или собака? Лошадь - оценка 0. Неправильный ответ = -5.

2. Утром завтракаем, а в полдень...? Обедаем. Мы едим суп, мясо - 0. Полдничаем. Ужинаем. Спим и другие ошибочные ответы = -3.

3. Днем светло, а ночью...? Темно = 0. Неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава...? Зеленая = 0. Неправильный ответ = -4.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что? Фрукты = 1. Неправиль­ный ответ = - 1.

6. Почему раньше, чем проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под

поезд и т.д. = 0. Неправильный ответ = - 1.

7. Что такое: Москва, Суздаль, Новосибирск? Города = 1, станции = 0. Неправильный ответ = - 1.

8. Который час? (Показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого и пять минут.)

Точно показано = 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая собака - это..., малень­кая овечка - это... ?

Щенок, ягненок = 4, только одно из двух данных = 0. Неправильный ответ = - 1.

10. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Чем? В чем их сходство?

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (доста­точно одного подобия) = 0; на кошку (без приведения знаков подобия) = - 1; на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях имеются тормоза? Две причины (тормо­зить с горы; затормозить на повороте; остановиться в случае столкновения; остановиться после окончания езды) = 1, одна причина = 0. Неправильный ответ = - 1 (напр. - он не ехал бы без тормозов).

12. Чем похожи между собой молоток и топор? Два общих признака (они из дерева и из железа; у них рукоятки; ими можно забивать гвозди; это инструменты; с задней стороны они плоские) = 3; одно подобие = 2. Непра­вильный ответ = 0.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это млекопитающие, или приведение двух общих при­знаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери; умеют ла­зить по деревьям) = 3; одно подобие = 2. Неправильный ответ = 0.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты их узнал, если бы они были здесь на столе?

У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивается или у винта гайка = 2. Неправиль­ный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание... - это? Вид спорта (физкультура) = 3. Игры (упражнений, гимнастика, состязания) = 2. Непра­вильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства и самолет или корабль = 4. Толь­ко три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или с кораблем), но только после объяснения "Транспортное средство - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся" = 2. Неправильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? В нем их различие? Три признака (седые волосы или отсутствие волос; морщины; уже не

может работать; плохо видит или слышит, чаще бывает болен; скорее умрет, чем молодой) = 4. Одно или два различия = 2. Неправильный ответ = 0. (У него палка. Он курит.)

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленными, сильными; чтобы были подвижнее; чтобы держались прямо; чтобы не были толстыми; это для них развлечение, они хотят добиться рекорда, победить и др.) = 4. Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы не умереть. Они делают став­ку и выигрывают деньги) = 0.

19. Когда кто-нибудь уклоняется от работы, это неправильно, плохо. Почему?

Остальные должны на него работать (или вследствие этого несет ущерб кто-то другой) = 4. Он ленивый, или мало зарабатывает и не может себе ничего купить = 2. Неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо наклеивают марку?

Так оплачивают за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был уплатить штраф = 2. Неправильный ответ = 0.

Методика определения скорости и объема внимания. Таблица Шульте

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

Методика диагностики продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-6 лет. "Найди и вычеркни" Т.Д. Марцинковской

Ребенок работает 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делаются остановки.

Инструкция ребенку

По сигналу "Начинай" он должен зачеркивать кружки и обводить в кру­жок треугольники (см. рис.ниже)

Обработка результатов

Определяется количество предметов на рисунке, просмотренных за 2,5 минуты, а также за каждые 30 секунд.

_ 0,5N- 2,8п
S= t .

где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания; N - количе­ство предметов, которые просмотрел ребенок; t- время; п - количество ошибок.

S > 1 - высокий уровень;

0,5 < S < 1 - средний уровень;

S < 0,5 - низкий уровень.

Инструкция

11.Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.

Проведение теста

13.Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания де­тей.

Анализ результатов

15.За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 бал­лов и больше.

Тест на воображение ребенка. "Придумай рассказ" Р.С. НЕМОВА

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут.Это может быть какая-либо история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1) скорость придумывания рассказа;

2) необычность, оригинальность сюжета;

3) разнообразие образов, используемых в рассказе;

4)проработанность и детализация этих образов;

5) эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить 0 до 2баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот илии признак из перечисленных выше.

Оценка результатов

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 баллами - если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;

1 баллом - если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;

0 баллов - если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами - если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален;

1 баллом - если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;

О баллов - если ребенок просто механически пересказы то, что он когда-либо видел.

Разнообразие образов оценивается:

2баллами - если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи,события);

1 баллом - если в рассказе используется 2-3 персонажа;

0 баллов - если в рассказе говорится только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится следующим образом:

2 баллами - если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тре­мя и более признаками;

1 баллом - если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака;

О баллов - если персонажи в рассказе только называются и дополни­тельно не характеризуются.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 баллами - если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно эмоциональны;

1 баллом - если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели слабо эмоционально реагируют на рассказ;

О баллов - если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя.

выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий;

8-9 баллов - высокий;

4- 7 баллов - средний;

2-3 балла - низкий;

0-1 балл - очень низкий.

Тест на восприятие детей 5 - 5,5 лет. "Эталоны" Л.А. Венгера

Стимульный материал

Таблица с различными фигурами. Внизу таблицы дается эталон. Необ­ходимо иметь и вырезанные из картона эталоны, которые используются для помощи детям и для их обучения.

Инструкция

Посмотри на эту фигурку (показывают эталон). Она решила спрятаться и укрылась среди других фигурок, надела на себя дополнительные украшения но форма ее осталась прежней. Найди ее в этой таблице.

Проведение теста

После инструкции детям предоставляют возможность рассмотреть эталон и даже провести рукой по его контуру. Затем ребенку дают таблицу, в которой он должен найти фигурку. Если ребенок не может найти не одной даже самой простой фигурки, ему разрешают взять вырезанный из картона эталон, который он может прикладывать к разным фигуркам, чтобы найти полностью совпадающую. Такое занятие уже нельзя считать диагностикой фактически это коррекция восприятия, причем именно того процесса который нарушен у ребенка.

Анализ результатов

При интерпретации следует обращать внимание как на количество ошибок, так и на характер деятельности детей. Так, детям, которые затрудняются не могут найти правильный ответ, надо предложить обвести пальце в контуры фигурок, сравнив их с контуром эталона. Если это помогает придти к правильному решению, можно сделать вывод, что у данного действия восприятия еще плохо сформированы (что для 5-летнего ребенка является недостатком), но сама ориентировка адекватна. Можно предположить что эти дети будут испытывать затруднения и при предъявлении тестов на диагностику мышления, поэтому им нужно оказать помощь обучить выделению информативных точек и постепенной сформированности восприятия.

В процессе диагностики приведенные здесь образцы эталонов по очереди помещаются внизу таблицы.

При коррекции вырезаются только контуры каждого эталона Предлагаемые диагностические методики позволяют оценить уровень развития восприятия у детей.

Цель

Диагностика психологической готовности детей 5,5-7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.

Материалы

Руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), сти-мульный материал в виде картинок.

Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуаль­но, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.

Руководство К ТЕСТУ

Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установ­ления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути пер­вого задания).

Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету "Ис­тория о постройке башни"

(рис. 1-3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, ука­зывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.

Инструкция: "Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну исто­рию. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной маль­чик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень рас­строилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)". Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не гля­дя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: "Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки баш­ню, и поэтому она заплакала".

I задание "История в картинках" (рис. 4-6)

Задание состоит из трех картинок, которые последовательно расклады­ваются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).

7 баллов - ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основ­ного краткого содержания истории.

5 баллов - ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Суще­ственное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепен­ное также внесено в краткий пересказ истории.

3 балла - ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысло­вую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.

2 балла - ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.

О баллов - ребенок не смог составить рассказ.

II задание "Знание цвета"

Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет (см. Приложение 1, рис. 1).

Оценка. За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл.

III задание "Заучивание четверостиший"

Инструкция (состоит из трех основных частей)

Вводная часть: "Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, кото­рое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:

Как дорожит любым деньком Малюточка пчела! Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила.

1) "Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его по­вторишь:

Как дорожит любым деньком Малюточка пчела!

Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: "Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно". При этом указывают, ка­кие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем про­сят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повто­рение фразы возможно не более трех раз.

2) Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:

Гудит и вьется над цветком, Прилежна и мила.

3) Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследова­тель говорит ребенку; "Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. Я еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори". Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как в первой части. Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и при­нимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации. Оценки:

8 баллов - правильное полное воспроизведение всех трех частей. 5 баллов - перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.

3 балла - воспроизведение смысла четверостишия своими словами.

2 балла - отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысло­вая связь нарушена.

0 баллов - набор бессмысленных слов или полный отказ.

IV задание "Знание названий предметов"

Перед ребенком раскладывают 9 картинок (см. Приложение 1, рис. 2-4): яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвозди­ка. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, "Это цве­ток", просят уточнить, какой именно. Если ребенок называет предметы не­верно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценки. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

V задание "Процесс счета"

Используются картинки из IV задания. Ребенка спрашивают: "Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?" Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: "Ты можешь посчитать". (По­том при необходимости можно предложить посчитать еще раз.)

5 баллов - счет без моторных компонентов.

4 балла - беззвучное проговаривание (движение губ).

3 балла - проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.

2 балла - указывание пальцем на предметы при счете без прикоснове­ния к ним.

1 балл - прикосновение пальцем при счете к предметам или передвиже­ние их.

О баллов - отказ отвечать.

VI задание "Порядок счета"

Всех детей, которые справились с пятым заданием, просят: "Считай по порядку, сколько сможешь". Если ребенок не понимает задания, то исследо­ватель помогает ему: "1, 2, 3...". Затем ребенку предлагают начать самостоя­тельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: "Правильно, а какое число дальше?" Дальше 22 считать не надо. В качестве оценки выс­тавляется число, до которого ребенок правильно досчитал.

VII задание "Классификация предметов"

Используются картинки из IV задания. Перед ребенком кладут лист бу­маги с изображением трех корзин (рис. 7). Инструкция: "Вот три корзины. Эта (показывают) - корзина для фрук­тов, эта (показывают) - для овощей, эта (показывают) - для цветов. Собери, пожалуйста, сюда - все фрукты, сюда - все овощи, сюда - все цветы (соот­ветствующие корзины также указываются)".

Оценки. За каждый правильно классифицированный предмет начисля­ется 1 балл.

VIII задание "Восприятие количества"

Состоит из двух частей.

1) Материалы из задания VII лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: "Скажи теперь, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?" Если нет правильного ответа, то ребенку помогают.

Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашива­ют: "Сколько здесь предметов?"

Вторая помощь: убирают разрыв, между овощами и фруктами, сдвинув их, и говорят: "Сколько здесь предметов?" Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.

2) Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать, сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

Оценки. Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 бал­лов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть чем больше помо­щи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном ре­зультате - 0 баллов.

IX задание "Размещение фигур"

Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты (Приложение 1, рис. 5).

1) У ребенка спрашивают, указывая на карточки:

"Что здесь нарисовано?" Допустимо, если вместо "квадрат" он скажет "прямоугольник" или "четырехугольник". Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать. За каждое правильное название начисляется 1 балл.

2) Затем у ребенка спрашивают: "Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг - кругом?"

Правильные ответы:

У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг - круг­лый.

За каждое правильное объяснение - 1 балл. 3) Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

Инструкция (поочередно показывают на три карточки): "Вот здесь у нас - треугольник, здесь - квадрат, а здесь - круг. Собери и положи, пожалуйста, сюда (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (по­казывают на треугольник) - все треугольники, сюда (показывают на круг) -все круги".

За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.

X задание "Сравнение картинок"

Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.

Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару кар­тинок, у ребенка спрашивают: "Как ты думаешь, почему эта картинка (пока­зать) выглядит иначе, чем эта (показать)?" При затруднениях ребенка ему помогают: "Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?"

2 балла - правильное решение без помощи.

1 балл - правильное решение с помощью.

О баллов - решения нет.

Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма баллов за 4 пары картинок - 8.

XI задание "Дифференциация цвета и формы"

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур (Приложение 1, рис. 6)

Инструкция: "Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, ка­кой кусочек подходит к этому прямоугольнику (показать на первую фигу-РУ)?"

Затем последовательно показывают на остальные фигуры с просьбой подобрать недостающие части к ним.

Оценки: Каждое правильное решение должно оцениваться в 1 балл.

XII задание "Воспроизведение четверостиший"

Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из задания III. "Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать." Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обу­чения повторяется по той же схеме, что и III задание. Для оценивания ре­зультата используются те же критерии качества выполнения работы, как и в III задании.

XIII задание "Нахождение аналогий"

Инструкция: "Ответь, пожалуйста на несколько вопросов:

1) Днем светло, а ночью?., (темно)

2) Птица поет, а собака?., (лает)

3) Машина едет, а самолет?., (летит)

4) Голубь летает, а рыба?., (плавает)

5) У кошки - шерсть, а у утки?., (перья)

6) Платье сшито из ткани, а ботинки?., (из кожи)

Оценки: За каждый правильный ответ начисляется один балл.

XIV задание "Срисовывание"

Для срисовывания предлагают фигуры: для средней группы - квадрат и треугольник (рис. 16), а для старшей - треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17).

Инструкция: "Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). По­пробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь про­должить узоры (показать)".

Оценки: выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение вели­чины образца и незначительные пространственные искажения не учитыва­ются.

6 баллов - рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.

3 балла - рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм.

2 балла - рисунок частично похож на образец, основные формы неузна­ваемы, но некоторые детали можно угадать.

0 баллов - рисунок совсем не похож на образец, каракули.

XV задание "Описание картинки"

Ребенку показывают картинку и говорят "Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке (рис. 18)". Оценки:

а) Разговорная речь.

2 балла - беглая речь без запинок.

1 балл - достаточно беглая речь, но есть паузы.

0 баллов - речь запинающаяся, прерывная.

б) Построение предложений.

8 баллов - хорошо структурированные сложные предложения, использу­ются соединительные союзы.

6 баллов - сложные предложения, стереотипно используется один союз.

4 балла - преимущественно простые предложения.

1 балл - преимущественно неполные предложения.

0 баллов - построение предложений нарушено.

в) Артикуляция.

2 балла - четкое произношение звуков.

1 балл - нечеткое произношение звуков.

г) Фантазия, воображение.

Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.

Диагностика зрительной памяти дошкольников по методике Векслера

Использование методики Д. Векслера (1945) позволяет исследовать зрительную память у детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагается 4 рисунка:

На каждую из картинок ребенку разрешается посмотреть в течение 10 секунд. Затем он их должен воспроизвести на чистом листе бумаги.

Результаты опыта:

1. Две перекрещенные линии и два флажка - 1 балл;

правильно расположенные флажки - 1 балл;

правильный угол пересечения линий - 1 балл;

максимальная оценка этого задания - 3 балла.

2. Большой квадрат, разделенный на 4 части двумя линиями - 1 балл;

четыре маленьких квадрата в большом.- 1 балл;

две пересекающиеся линии и 4 мелкие квадрата - 1 балл;

четыре точки в квадратах - 1 балл;

точность в пропорциях - 1 балл;

максимальная оценка этого задания - 5 баллов.

3. Большой прямоугольник с маленьким в нем - 1 балл;

все вершины внутреннего прямоугольника соединены с вершинами внешнего прямоугольника - 1 балл;

маленький прямоугольник точно размещен в большом - 1 балл.) Максимальная оценка - 3 балла.

4. Открытый прямоугольник с правильным углом на каждом краю - 1 балл;

центр и левая и правая стороны воспроизведены правильно - 1 балл;

фигура правильная за исключением одного неправильно воспроиз­веденного угла - 1 балл.

Максимальная оценка - 3 балла.

Максимальный результат - 14 баллов.

О хорошей зрительной памяти свидетельствует результат - 10 и выше баллов,

о средней – 9 – 6 баллов

о низкой – 5 – 0 баллов.