Sadolesi - Информационный портал
Поиск по сайту

День варнавы 24 июня. Житие и страдание святого апостола Варнавы

Народно-христианский праздник День Варнавы отмечается 24 июня (11 июня по старому стилю) каждого года. День посвящается памяти апостола от 70-ти Варнавы (Иосифа), епископа Медиоланского.

Другие названия праздника: Варнава, Варнава-земляничник.

В этот день начиналась взборонка паров. «На Варнаву не рви траву - скотина зимой без кормов останется», — говорили в народе.
Во многих областях в эту ночь люди гуляют до рассвета. Они разводят костры, возле которых танцуют и поют.

История

Родина святого Варнавы – остров Кипр. Туда его предки переехали из Палестины во время войн. При рождении мальчика назвали Иосифом. Отец с матерью воспитывали в нем любовь к Господу с самых ранних лет. Когда он стал совершеннолетним, родители отдали его в ученики к известному раввину Гамалиилу в Иерусалиме. Вместе с Иосифом там же учил слово Божье Савл – будущий апостол Павел.

Когда в Иерусалим пришел Иисус, Иосиф попросился следовать за ним. Так он стал одним из 70-ти учеников Господа и получил новое имя – Варнава, которое означает «сын утешения».

Всю жизнь апостол проповедовал в разных городах и странах. В Медиолане (современный Милан) Варнава основал епископский престол. Когда вернулся на родину, то построил Кипрскую православную церковь. Он продолжал распространять учение Христа, пока восставшие против него иудеи не забили 76-летнего апостола камнями насмерть. Произошло это приблизительно в 61–62 годах.

Традиции и обряды

— По поверьям, на Варнаву со всех концов собиралась нечисть – бесы, ведьмы, черти, вурдалаки для того, чтобы поделить между собой землю и уделы. Интересно, что в этом случае разгул нечисти приходился на полдень, а не на ночное время, как обычно. Они решали, кто из них будет людей пугать, кто домашним животным хвосты, гривы и шерсть спутывать, кому к детям неведомой болезнью приходить, а кому травы ядом наполнять.

— Договорившись между собой и поделив обязанности, нечисть начинала кататься по земле и траве и, естественно, исполнять все взявшие на себя «важные дела». Поэтому траву в этот день не косили и не рвали, крестьяне верили, что так можно прихватить злых духов, а с ними и все несчастья. Не собирали и лекарственные травы, т.к. они в этот день считались ядовитыми.

— С 24 июня начинались русальные дни, в которых водяные духи становились видимыми. Они веселились и устраивали свадьбы. Хорошо, если русалка выбирала в мужья лешего. Если же она обращала внимание на живого человека, то заманивала его в глухое место, где могла защекотать до смерти. Во многих областях в эту ночь люди гуляли до рассвета. Они разводили костры, возле которых танцевали и пели.

— Считалось, что само движение русалок сильно влияет на землю, растительность, а следовательно, и на урожай. Например, русалки во время цветения ржи и пшеницы гуляют по полю, и там, где русалка пройдет, хлеб становится гуще. Любимое занятие этих существ — раскачиваться на ветвях деревьев — тоже имеет магическое действие: оно способствует созреванию плодов.

Приметы и поговорки

  • С рассвета душно и сильно пахнет жимолостью – к ненастью.
  • На Варнаву не рви траву - скотина зимой без кормов останется.
  • Солнце на рассвете бледное – к вечернему дождю.
  • Туман по воде стелется – к урожаю грибов.
  • Голуби прячутся – к непогоде.
  • Беспрерывно ныряют и плещутся утки — будет дождь.
  • Если пчелы утром не летят в поле, а сидят в ульях и сильно гудят — будет дождь.
  • Услышать ночью пение эльфа – хороший знак, предвестник защиты от злых духов на целый год.
  • На Варнаву-земляничника ходили в лес смотреть, не поспела ли земляника: если она была спелой и красной, значит этим летом можно было ожидать хороший урожай ягод.
  • Родившимся 24 июня не суждена внешняя красота, поэтому только своим трудом и знаниями они привлекают к себе внимание. Но зато им дана способность находить выход из любой ситуации.
Отмечают память святого Варнавы, известного не только тем, что основал Кипрскую церковь, но и тем, что он один из апостолов от семидесяти, в число которых входят праведники, бывшие учениками Иисуса Христа, и их ученики.

Святой больше известен не под именем, данным от рождения - Иосия, а под прозванием Варнавы, данным ему другими апостолами за то, что часто и немало жертвовал церкви, а переводится Варнава как «сын утешения».

Варнава родился на Кипре, откуда родители отослали его в Иерусалим, чтобы юноша получил достойное образование у прославленного ученого Гамалиила. Товарищем по наукам Варнаве стал Савл, в будущем - апостол Павел. Но после учения дороги апостолов разошлись.

О странствиях Варнавы известно мало, так, в Евангелии о нем говорится последний раз, что он отплыл на Кипр. Его путешествия не раз рассказывались и в ложных трудах, так что установить истину сложно.

В одном таком описании рассказывается, что он выступал с проповедями на Кипре и был забит камнями иудеями, в другом, написанном в Средние века, описания его странствий и жизни даются вообще с точки зрения ислама. В 488 году были обретены мощи святого.

К этому дню была такая поговорка: «На Варнаву не рви травы». Верили, что на Варнаву гуляет нечистая сила, которая не прочь и покататься, поваляться на луговых травах. И любопытно то, что время ее полной силы в этот день приходит не на ночь, а на полдень.

Считалось, что на Варнаву меж бесами идет дележ заданий - кто будет напускать на детей недуги, кто станет вожжи и хомуты в сенях путать, кто пугать честных людей, а кто «подарит» травам ядовитые соки.

Именинники в этот день.

(11 июня по старому стилю календаря) в народе празднуют День Варнавы. Название дата получила от имени святого Варнавы, апостола от 70-ти, и Преподобного Варнавы Ветлужского, почитаемых церковью в данный день.

Апостол Варнава являлся учеником апостола Павла. Вместе с ним распространял христианскую веру на территории Малой Азии, затем направился в Италию и организовал там епископский престол. Вернувшись на Кипр, святой рассказывал о жизни и подвигах Христовых. Однажды возмущенные проповедями иудеи напали на Варнаву и забили его камнями до смерти.

Варнава Ветлужский проживал в 15 веке на Руси. С молодости выбрал путь священнослужителя, а через годы ушел в уединение в пустынные места. Он остановился у Красной горы, неподалеку от реки Ветлуги, вел аскетическую жизнь. После смерти Варнавы на месте его проживания монахи воздвигли два храма, а через века был основан город – Варнавин.

В народе День Варнавы считали праздничным. Жители собирались со всей округи, накрывали в складчину большой стол, общались, пели песни. После захода солнца разжигали большие костры, вокруг них водили хороводы и прыгали через огонь. Незамужние девушки занимались гаданием на судьбу и суженного. Часто народное гулянье затягивалось до рассвета.

Верили, что в День Варнавы нечистая сила сходится вместе и делит между собой людские территории, где будет безобразничать. Одним доставалось скот изводить, другим - с болезнями к людям ходить, третьим – пугать детвору, четвертым – урожай на огородах губить. После дележки нечисть отправлялась выкатываться в траву, наполняя ее своим ядом. Говорили, что пик активности гулянья нечистой силы случается в полдень, и в эти часы жители старались не выходить на улицу.

В данную дату запрещалось притрагиваться к травам. Сорвав растение и принеся его в дом, можно было в жилье дух нечисти занести и тогда беды не миновать. Сенокос откладывали на следующие дни, иначе от такого сена скотина могла погибнуть зимой. Лекари переносили сбор целебных трав, веря, что от них больше проблем будет, чем пользы.

Иногда Варнаву называли земляничником. Связывали такое название с традицией в данный день гадать по землянике на будущий урожай. Для этого отправлялись в лес и глядели на земляничные ягоды. Если видели красные ягодки на кусте, то ожидали щедрый урожай яровых посевов.

Примечая в День Варнавы туман над водоемом, жители предвещали обилие грибов в лесу. Если с утра парило и усиливался цветочный аромат, то готовились к приближающейся грозе. Прячущиеся голуби предвещали ухудшение погоды. Солнце, окутанное на рассвете дымкой, сулило после обеда дождливую погоду.

Кто такой апостол Варнава? Это имя мы встречаем в Новом Завете, в «Деяниях». Он - неизменный сподвижник апостола Павла, путешествует вместе с ним и проповедует веру Христову. Но в Евангелиях о нем нет ни слова. Откуда же взялся Варнава? Каким образом стал апостолом? Видел ли он когда-нибудь Сына Божия? Когда стал Ему следовать? Это предстоит нам выяснить в данной статье. Изучим же биографию (житие), деяния и страдание за веру (мученичество) этого святого.

Апостол из семидесяти

Все четыре канонических Евангелия упоминают, что Иисус избрал себе двенадцать учеников. Цифра 12 настолько магическая, что когда Иуда Искариот предал Христа, остальные одиннадцать апостолов возвели в свой ранг Матфея, чтобы дополнить число (Деян. 1:26). Но среди этих двенадцати не было Варнавы. Чтобы понять, каким образом он стал причислен к апостолам, нужно прочесть главу десятую Евангелия от Луки. В ней Господь говорит: «Много жатвы, а работников на ниве мало». После этого Он избрал из большого количества своих последователей семьдесят человек, которых послал по двое во «всякое место и всякий город, куда Сам намеревался пойти». Они должны были благовествовать жителям тех мест приход Мессии. Этих учеников и называют «апостолами из семидесяти». К их числу принадлежит апостол Варнава. Избрание семидесяти учеников произошло в последний год деятельности Христа на земле. Господь дал им те же заповеди, что и двенадцати апостолам во время Нагорной проповеди. Но поскольку они были избраны не сразу, многие из них не смогли полностью понять и принять учения Христа. Об этом повествует шестая глава Когда Христос сказал в Капернауме, что Он является хлебом живым, сошедшим с небес, и что тот, кто будет есть его, вовек не умрет, многие из семидесяти «ушли от Него и уже не следовали за ним».

Ученик, твердый в вере

Был ли среди этих отступников и апостол Варнава? Как видим из дальнейшего описания жизни Церкви, нет. Он имел острый ум и понимал, что Господь - это Слово Божие. Его заповеди нужно впитывать сердцем (есть) и исполнять их, для того чтобы иметь жизнь вечную. Когда Христос после того, как многие апостолы из семидесяти Его оставили, обратился к двенадцати: «Не желаете ли и вы последовать их примеру?». Но Петр ответил за всех: «Куда нам идти? Ведь Ты, Господь, имеешь глаголы жизни вечной». Таким образом, мы видим, что и Варнава, вместе с одиннадцатью апостолами, остался с Иисусом. Он был верным учеником, хотя ни в одном Евангелии не упоминается его имя. Деятельность Варнавы как «работника жатвы» на ниве Христовой более полно изложена в следующей за Евангелиями книге Нового Завета. А что мы можем знать о его жизни? В «Деяниях» об этом только крупицы информации. Обратимся к «Житиям святых», хотя этому источнику нельзя доверять полностью.

Апостол Варнава: биография и деяния

Настоящее имя подвижника веры и спутника Святого Павла было Иосиф. Он родился в богатой еврейской семье. Можно сказать, что он был знатного рода: из колена Левия происходили также ветхозаветные пророки - Аарон, Моисей, Самуил. Варнава считается дядей (или кузеном) евангелиста Марка. По другим данным, он мог быть также родственником Аристовула. Но родился Варнава на Кипре. Его родители уехали на остров по причине военных смут в Палестине. Но у них остался дом поблизости Иерусалима. Мужчинам-левитам закон Моисеев предписывал знать Писание. Пока мальчик Иосиф был мал, отец сам наставлял его в вере. А когда он стал юношей, родители отправили его для дальнейшего обучения в Иерусалим, к прославленному знатоку Торы Гамалиилу. Там будущий апостол Варнава, житие которого отныне полностью переменилось, познакомился с Павлом (в те времена Савлом).

Роль Гамалиила

Сей персонаж также упоминается в «Деяниях». О нем можно прочесть в главе 5 этой книги. Когда проповедовали в Иерусалиме, исцеляя немощных, фарисеи пылали на них злобой и даже помышляли убить их. Но на совещании взял слово уважаемый всеми законоучитель Гамалиил. Он привел когда самозванцы, уверяющие, что они - посланцы Бога, потерпели поражение, а их ученики рассеялись. Он посоветовал фарисеям не замышлять злого против апостолов. Ведь то, что задумано людьми, само собой разрушится. А если это дело Божие, то ничто и никто не сможет ему противостоять. Вы только навлечете на себя гнев Господа. Вот у такого учителя воспитывался апостол Варнава. О Гамалииле как о бесспорном авторитете среди иудеев высказывается и Святой Павел. Акцентируя на том, что сам он не чужд закону Моисея, Апостол говорит: «Я - еврей, воспитанный у ног Гамалиила, наставленный тщательно вере, ревнитель Бога». Таким образом, можно сделать вывод, что ученичество у этого знаменитого фарисея предуготовило Варнаву к незашоренному принятию нового учения.

Приход к Христу

«Жития Святых» уверяют, что будущий апостол часто ходил молиться в притвор Соломонова храма. Там он становился свидетелем многих чудес исцеления, которые являл Христос в Иерусалиме. Уверовав, он припал к ногам Сына Божия и попросил соизволения следовать за ним как ученик. И когда Христос оставил Иерусалим и удалился в Галилею, Варнава пошел за ним. Там он вошел в число семидесяти апостолов. Он разделял учение Господа и оставался ему верен до конца. По свидетельству Иоанна Златоуста, Иосиф имел дар убеждать людей, а также утешать скорбящих. Поэтому апостолы дали ему другое имя - Варнава. Оно означает «Сын Утешения». А свой дар убеждения святой апостол Варнава выказал тем, что уговорил учеников Господа в Иерусалиме не бояться бывшего злого гонителя христиан Савла.

Начало миссионерской работы

Ни Евангелия, ни «Деяния» не упоминают, когда и каким образом бывший Иосиф из Кипра присоединился к учению Христа. Но несомненно одно: он сделал это раньше, чем его «товарищ по школьной скамье» Савл. Варнава впервые упоминается в «Деяниях» в главе четвертой. Как и полагается ученику Христову, он продал свой дом и землю, а деньги положил «к ногам апостолов». Во второй раз он упоминается в Писании именно в связи с Павлом, будущим столпом Церкви. Когда тот направлялся в Дамаск, чтобы арестовывать христиан, ему явился Христос с вопросом «За что ты преследуешь Меня?». После этого злой человек обратился и понял, что ранее был слеп. В Дамаске Павел был наставлен в христианской вере неким Ананием. Когда же фарисеи города задумали убить новообращенного, тот вынужден был бежать в Иерусалим. Но там ученики Христовы побоялись принять его, поскольку о нем шла слава как о гонителе новой веры. И вот здесь в «Деяниях» вновь упоминается Варнава (9:27). Он уговорил своих братьев принять новообращенного без боязни. С тех пор апостол Варнава и апостол Павел стали почти неразлучными.

Дальнейшая деятельность

Оба миссионера много путешествовали. Они побывали в Антиохии, Малой Азии, Кипре, Греции. Там они основали огромное количество христианских общин. Когда в Иерусалиме вспыхнул голод, антиохийские верующие собрали деньги и послали их с Варнавой и Павлом своим бедствующим братьям. Что касается этого периода (около 45 года н. э.), то имя Варнавы упоминается перед Павлом. Жители Листры сравнивали первого апостола с Зевсом, а второго - с Гермесом (Деян. 14:12). Варнава вместе с Павлом принимали участие в соборах апостолов 48 и 51 годов. Но после этого апостолы разошлись. Павел стал путешествовать и проповедовать вместе со своим новым товарищем, Силой. Они сосредоточили свою миссионерскую деятельность на Малой Азии, Фракии и Элладе. А Варнава с Иоанном, названным Марком (своим кузеном или племянником), отправились на Кипр. Именно на этом событии и заканчивается рассказ в «Деяниях» о Варнаве.

Что известно о дальнейшей деятельности

Из «Жития святых» известно, что апостол стал первым епископом Кипра. Он проповедовал по всему острову и основал множество христианских общин. Церковная традиция утверждает, что он был побит камнями язычниками в 61 году. Его мощи чудесным образом «обрелись» в 478 году поблизости от города Саламин, на восточной оконечности острова. На этом месте в пятом столетии был основан монастырь апостола Варнавы. Ныне он не действующий и является историческим и архитектурным памятником. А мощи святого апостола Варнавы хранятся в церкви городка Конкадей-Марини в Италии.

Труды

Послания епископа Кипра не вошли в Канон. Скорее всего, они существовали, поскольку все апостолы обращались письменно к своим верующим. В найденном недавно «Синайском кодексе» содержится текст, приписываемый Варнаве. В этом пытается трактовать Ветхий Завет. Он говорит, что эта Книга для иудеев закрыта. Понять Ветхий Завет могут лишь те, кто ищет в нем предсказания о приходе Иисуса Христа. Апостолу Варнаве приписываются и два подложных текста, сочиненных значительно позже. Книга о странствиях и мученическом конце была написана в пятом веке, вероятно, для подтверждения «Житий святых». А в Средневековье было сочинено подложное Евангелие от Варнавы. В нем описываются евангельские события с точки зрения мусульманской религии (тогда еще не существовавшей).

Икона апостола Варнавы

Несмотря на то что этот Святой расстался с Павлом, раздора между ними не возникло. Апостол очень тепло и уважительно говорит о своем собрате в Первом послании к коринфянам (9:6). А в Письме к колосянам (4:10) содержится одно упоминание о позднейшей совместной деятельности Варнавы и Павла. Апостола из семидесяти чтят как в римско-католической, так и в православных церквях. Ортодоксы дважды в год отмечают день памяти Варнавы - 17 января и 24 июня. В католицизме этого апостола почитают 11 июня. В религиозной живописи существует немало икон апостола Варнавы. Фото одной из них демонстрирует нам мужчину немного преклонных лет, темные волосы которого едва тронула седина. Поскольку Варнава имеет апостольский чин, он одет в хитон и гиматий, а в руках держит свиток. Иногда иконописцы изображают его как первого архиепископа Кипра. В таком случае он изображается в святительских ризах.

Святой апостол Варнава родился на острове Кипре в семье богатых евреев и был назван Иосифом. Образование он получил в Иерусалиме, воспитываясь вместе со своим другом и сверстником Савлом (будущим апостолом Павлом) у знаменитого в то время законоучителя Гамалиила. Иосиф был благочестив, часто посещал храм, строго соблюдал посты, хранил себя от юношеских увлечений. В то время Господь наш Иисус Христос начал общественную проповедь. Увидев Господа и услышав Его Божественные слова, Иосиф уверовал в Него как в Мессию, возгорелся к Нему любовию и последовал за Ним. Господь избрал его в числе 70-ти учеников. Среди последователей Господа Иосиф получил второе имя - Варнава, что по-еврейски значит "сын утешения". После Вознесения Господа на Небо, он продал принадлежавшую ему близ Иерусалима землю и принес деньги к ногам апостолов, ничего не оставив себе (Деян. 4, 36, 37).

Когда Савл после своего обращения пришел в Иерусалим и старался присоединиться к ученикам Христовым, то все опасались его как недавнего гонителя. Варнава же пришел с ним к апостолам и рассказал, как Господь явился Савлу на пути в Дамаск (Деян. 9,26-28).

По поручению Апостолов святой Варнава ходил в Антиохию для утверждения уверовавших: "Прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем" (Деян. II, 23). Затем апостол Варнава пошел в Тарс, а потом привел апостола Павла в Антиохию, где около года учили в храме народ. Здесь ученики впервые стали называться христианами. По случаю наступившего голода, взяв щедрую милостыню, апостолы возвратились в Иерусалим. Когда царь Ирод умертвил апостола Иакова Зеведеева и в угоду иудеям взял под стражу апостола Петра , святые апостолы Варнава и Павел, выведенные из темницы Ангелом Господним, скрылись в доме тетки Варнавы, Марии. И как только гонение утихло, они возвратились в Антиохию, взяв с собой сына Марии Иоанна, прозванного Марком. По внушению Духа Святого, бывшие там пророки и учители рукоположили Варнаву и Савла и отпустили на дело, к которому призывал их Господь (Деян. 13; 2-3). Побыв в Селевкии, они отплыли на Кипр и в городе Саламине в иудейских синагогах проповедовали Слово Божие. В Пафе они нашли волхва, лжепророка по имени Вариисус, который находился при проконсуле Сергии. Желая услышать Слово Божие, проконсул пригласил святых апостолов к себе. Волхв старался отвратить проконсула от веры, но апостол Павел обличил волхва и, по его слову, тот внезапно ослеп. Проконсул уверовал во Христа (Деян. 13, 6-12). Из Пафа Апостолы прибыли в Пергию Памфилийскую, а затем проповедовали иудеям и язычникам в Антиохии Писидийской и по всей стране той. Иудеи произвели возмущение и изгнали Павла и Варнаву. Апостолы пришли в Иконию, но, узнав о том, что иудеи хотят побить их камнями, удалились в Листру и Дервию. Там апостол Павел исцелил человека, от рождения не владевшего ногами. Народ принял их за богов Зевса и Гермеса и хотел принести им жертву. Апостолы едва убедили не делать этого (Деян. 14,8-18).

Когда возник вопрос, следует ли обращенным язычникам принимать обрезание, апостолы Варнава и Павел отправились в Иерусалим. Там их с любовью приняли апостолы и пресвитеры. Проповедники рассказали, "что Бог сотворил с ними и как Он отверз дверь веры язычникам" (Деян. 14, 27). По долгом рассуждении Апостолы соборно постановили не возлагать на язычников никакого бремени, кроме необходимого - воздерживаться от идоложертвенного и крови, удавленины и блуда и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15, 19-20). Послание было отправлено с апостолами Варнавой и Павлом, и они вновь благовествовали в Антиохии, а спустя некоторое время решили посетить города, где ранее проповедовали. Апостол Варнава желал взять с собой Марка, но апостол Павел не хотел, так как он ранее отстал от них. Произошло разногласие, и Апостолы разлучились. Павел взял с собой Силу и отправился в Сирию и Киликию, а Варнава с Марком - на Кипр (Деян. 15, 36-41).

Умножив число верующих на Кипре, апостол Варнава отправился в Рим, где, возможно, первый проповедовал Христа.

Апостол Варнава основал епископский престол в Медиолане (Милане), а по возвращении на Кипр продолжил проповедь о Христе Спасителе. Тогда ожесточенные иудеи возбудили язычников против Апостола, вывели его из города, побили камнями, и разложили костер, чтобы сжечь тело. Позднее, придя на это место, Марк взял оставшееся невредимым тело Апостола и похоронил в пещере, положив на грудь, согласно завещанию Апостола, переписанное его собственной рукой Евангелие от Матфея.

Скончался апостол Варнава около 62 года, на 76 году жизни. С течением времени место погребения Апостола в пещере было забыто. Но многочисленные знамения были явлены на этом месте. В 448 году при императоре Зеноне апостол Варнава трижды являлся в сновидении архиепископу Кипра Анфиму и показал место погребения своих мощей. Начав копать в указанном месте, христиане нашли нетленное тело Апостола и лежавшее на его груди святое Евангелие. С этих пор Кипрская Церковь стала именоваться апостольской и получила право самостоятельного избрания предстоятеля. Так апостол Варнава защитил Кипр от притязаний противника IV Вселенского Собора, еретика Петра, по прозванию Кнафея, захватившего патриарший престол в Антиохии и домогавшегося власти над Кипрской Церковью.