Sadolesi - Информационный портал
Поиск по сайту

Что такое слого звуковая схема. Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте

Еще в раннем детстве, когда ребенок только учится читать, он сталкивается с проблемой, когда слова произносятся не так, как пишутся. По этой причине необходимо проводить с ним звуковой анализ. Почему его изучают на протяжении всей школьной программы, рассмотрим в нашей статье.

Фонетика

Наша речь делится на два больших вида: устную и письменную. Первая, естественно, появилась задолго до второй. Ведь изначально люди учились обмениваться информацией с помощью жестов и простейших звуков. Затем это постепенно переросло в слова, образовавшие тот или иной язык. Но вскоре появилась потребность зафиксировать все, что произносится. Так возникла

В данной статье мы поговорим об особенностях устного общения. Эту часть языка изучает сложная наука - фонетика. Она занимается рассмотрением звуков, которые составляют нашу речь. Каждый из них имеет свою характеристику и индивидуальные особенности. Их изучение и входит в звуковой анализ.

Гласные

Одной из самых важных частей нашей устной речи является наличие гласных. Они так названы, исходя из своей основной функции - передавать голосом продолжительный звук. В русском языке их шесть: А, О, У, Ы, И, Э.

Необходимо помнить, что количество букв не всегда совпадает с количеством звуков. Например, в слове «юг» имеются 2 буквы, но при этом 3 звука: «йук». Буквенно-звуковой анализ слова должен показать, что отличается от того, как мы пишем.

Гласные составляют слоги в словах. Именно по их количеству определяют, на сколько частей делится слово:

  • пал-ка - здесь 2 слога, поскольку в нем две гласных;
  • сом - 1 слог, так как гласная одна.

Кроме того, необходимо знать особенности таких букв, как е, ё, ю, я. Они, в отличие от всех остальных, могут образовывать два звука - гласный в сочетании с Й:

  • Ё (й+о);
  • Е (й+э);
  • Ю (й+у);
  • Я (й+а).

Такое явление наблюдается в тех случаях, когда перечисленные звуки употребляются:

  • после мягкого или твердого знаков (льЁт, рьЯный );
  • после гласной (большаЯ, поЯс );
  • в начале слова (Юла, Ель ).

Очень часто, выполняя звуковой анализ дана далее), дети совершают ошибки именно в разборе этих гласных.

Все же остальные характеристики, которыми обладают гласные, довольно простые. Особенно те, что изучаются школьной программой. Рассматривают всего два признака: ударность или безударность.

Согласные

Прежде чем выполнить звуковой анализ, нужно знать особенности и согласных. Их гораздо больше, чем гласных. Русский язык насчитывает их тридцать семь.

Согласные имеют различные характеристики:

  • Мягкость или твердость. Некоторые звуки могут произноситься без смягчения: море (м - твердый). Другие же, наоборот: мера (м - мягкий).
  • Звонкость или глухость. Когда звук произносится с вибрацией и голосом, он называется звонким. Можно приложить ладонь к гортани и почувствовать это. Если же вибрации не ощущается, то он глухой.
  • Парность. Некоторые согласные имеют свою противоположность. Обычно по звонкости-глухости. Например: в (зв.) - ф (глух.), з (зв.) - с (глух.).
  • Некоторые согласные произносятся как будто бы «в нос». Они получили соответствующую характеристику - носовые.

Как выполнять

Теперь можно составить и алгоритм, по которому выполняется звуковой анализ слова. Схема проста:

  1. Для начала делим слово на слоги.
  2. Далее расписываем буквы, из которых оно состоит, в столбик.
  3. Теперь для каждой подбираем соответствующий звук.
  4. Характеризуем каждый из них, согласно тем характеристикам, которые описаны выше.
  5. Подсчитываем количество звуков и букв.
  6. При несовпадении их количества, объясняем, почему произошло данное явление.

Приведем пример. Возьмем слово «потолок»:

  1. В этом слове три слога: по-то-лок (3 гласных, поэтому и соответствующее количество слогов).
  2. Буква П имеет звук <П>. Он согласный, произносится без вибрации у гортани, а потому глухой. Также он является твердым и имеет пару <Б>.
  3. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и не имеет ударения.
  4. Буква Т имеет звук <Т>. Он является согласным, произносится как глухой. Он не подвергается смягчению, а потому твердый. Кроме того имеет пару по звонкости <Д>.
  5. Буква О имеет звук <А>. Он гласный и безударный.
  6. Буква Л обозначает звук <Л>. Он согласный, не имеет смягчения - твердый. Произносится с вибрацией у гортани - звонкий. Этот звук не имеет пары.
  7. Буква О имеет звук <О>. Он является гласным и, в данном случае, ударным.
  8. Буква К обозначает звук <К>. Согласный, произносится как глухой, имеет пару по звонкости <Г>, твердый.
  9. Подведем итог: в данном слове 7 букв и 7 звуков. Количество совпадает, никаких языковых явлений не наблюдается.

Звуковой анализ слов для дошкольников намного упрощен.

Детям необходимо узнать, что произношение слова и его написание очень часто отличаются. При обучении навыков чтения и письма дети получают первые представления о разнице между устной и письменной речью. Таким образом, педагогу достаточно объяснить, что некоторые буквы, как мягкий и твердый знаки, вообще не имеют звуков. А слов на букву Ы в русском языке нет.

Буквенно-звуковой анализ слова «вьюга»

Мы уже знаем, насколько многообразен русский язык. Звуковой анализ в предыдущем примере достаточно простой. Необходимо лишь правильно охарактеризовать каждый звук. Но есть такие, в которых возникает проблемная ситуация. Например, слово «вьюга». Выполним его :

  1. Вьюга - две гласных, значит, 2 слога (вью-га ).
  2. Буква В имеет звук <В’>. Он согласный, смягчается благодаря «ь», парный - глухой <Ф’>, звонкий.
  3. Буква Ь не имеет звука. Ее цель - продемонстрировать мягкость предыдущего звука.
  4. Буква Ю имеет два звука <Й> и <У>, поскольку стоит после Ь. Необходимо охарактеризовать оба. Итак, <Й> - это согласный, который всегда мягкий и звонкий, он не имеет пары. <У> - гласный, имеет ударение.
  5. Буква Г - является согласной, обозначает твердый звук. Имеет глухую пару <К> и является звонким.
  6. Буква <А> имеет такой же звук <А>. Он гласный и безударный.
  7. Подведем итог анализа: 5 букв и 5 звуков. Наблюдаем явление, которое называется «йотированный гласный». В данном случае буква Ю под влиянием Ь распалась на два звука.

Вывод

Звуковой анализ при знании всех характеристик выполнять совсем несложно. Необходимо вслух произнести слово. Это поможет правильно записать все звуки. После провести их характеристику и подвести итог фонетического разбора. И тогда успех в этом деле вам обеспечен!

УРОКИ ЧТЕНИЯ

Класс Дата проведения ________

Урок 8.

Тема: Гласные и согласные звуки (с. 14, 15)

Цели:

  • ознакомить с понятиями «гласный звук», «согласный звук»; познакомить с процедурой звукового анализа слова;
  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебное пособие, схемы слов, звуковые схемы, картинка с изображением птиц.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие ребят)

Прозвенел и смолк звонок,

Значит, начался урок.

Все за парты дружно сели,

Друг на дружку посмотрели…

Подготовка и организация рабочего места.

II. Сообщение темы урока

III. Чтение скороговорок

Часто повторяющиеся звуки выде­ляются голосом.

♦ Земляника Зою с Зиной

Заманила в лес с корзиной.

♦ Груша гусениц не любит,

Грушу гусеница губит.

♦ Дарья дарит Дине дыню.

♦ Орел на горе, перо на орле.

♦ Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Первоклассникам предлагаю «отыскать» вокруг себя слова со звуками [з], [г], [д], [р], [ч"].

IV. Двигательное упражнение «Колем дрова»:

Пилят, колют, колют, пилят

Филя с Колей, Коля с Филей.

Завалили полдвора -

будут на зиму дрова. Г. Ладонщиков

Дети «колют» дрова под возгласы: «Ух! Эх!» Накололи много дров, устали: «Ох!» Сели за парты.

V. Составление рассказа по картинкам.

Анализ предложения Денис колет дрова (с опорой на схему). Какие дрова? Берё­зовые. Денис колет берёзовые дрова.

Анализ полученного предложения. Проговаривание хо­ром, отхлопывание.

Внимание учеников обращаю на схемы слов-междоме­тий (маленьких слов): ух, ох, ах. Дети произносят их хором, интонационно отделяя звуки (у-х, о-х, а-х), и одновременно ведут пальчиком по схеме. Убеждаются, что три слова состо­ят из двух звуков и отличаются лишь первыми звуками: [у], [о], [а]. Эти звуки произносятся детьми изолированно (хором и индивидуально). Ведется наблюдение за положением губ, языка.

Делается вывод: при произнесении данных звуков рот открыт ([у] - губы трубочкой вытянуты вперед, [о] - губы округлены, [а] - рот открыт широко); выдыхаемый воздух не встречает во рту никаких преград, слышится «чистый» го­лос (без шума, свиста, шипения). Такие «чистые», «сильные» звуки называются гласными; на схемах они обозначаются красными квадратиками.

Важно на этом же уроке «отыскать» три оставшихся глас­ных звука: [э], [и], [ы], дать им характеристику, с тем чтобы в дальнейшем назывались все шесть гласных звуков.

VI. Закрепление изученных звуков.

«Песенка гласных».

На зна­комую мелодию («Пусть бегут неуклюже...») дети поют: «Э-э-э, а-а-а, у-у-у, и-и-и...»

VII. Согласные звуки.

Отгадывание загадки:

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками в болото. (Аист.)

VIII. Развитие речи.

По картинкам ученики сочиняют рассказ и придумывают к нему заголовок.

IX. Анализ слова ах.

Это слово-восклицание произнесла де­вочка, она испугалась за падающего из гнезда аистенка, ко­торый еще не умел летать. Хоровое проговаривание слова с интонационным отделением звуков (а-х).

Дети уже знают, что первый звук [а] гласный. Наблюде­ние за произнесением второго звука [х]. Предлагаю проговорить его громко - не получается. Отмечается, что звук [х] «тихий», «слабый», произносится без участия голоса, с шумом. Сообщаю, что это согласный звук, что согласные звуки в отличие от гласных обозначаются синими квадра­тиками.

Физкультминутка “Мышки»

X. Слого-звуковой анализ слова аист.

Ученики хором произ­носят слово по слогам, определяют: первый слог а, ударный, состоит из одного гласного звука; второй слог ист, состоит из ­трех звуков - гласного [и] и согласных [с], [т]. При их произ­несении во рту появляются преграды: [с] - между кончиком языка и зубами образуется узкая щель, воздух через эту щель выходит со свистом; [т] - язык и зубы плотно сомкнуты.

, Начальная школа

  • Познакомить со звуками [C], , буквами С, с;
  • Развивать речь детей, мышление, память;
  • Воспитать интерес к предмету.

Оборудование:

  • рисунок “Лес”,
  • предметные картинки (синица, сова, лиса, слон, лось),
  • схема слов,
  • разрезная азбука, абак, слова, “Азбука”.

План и ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
К нам без опоздания
Приходи, старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.

2. Повторение.

а) Беседа.

– Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в лес, сходим в гости к его обитателям.
– Как надо вести себя в лесу? (Тихо, Не кричать.)

Вместе с лесными жителями познакомимся со звуками[C], и буквой эс.

б) Речевая гимнастика (скороговорка написана на доске).

– Идя по тропинке, мы скажем скороговорку:

Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку (медленное проговаривание скороговорки, чёткое шёпотное проговаривание, тихое хоровое проговаривание, громкое хоровое проговаривание, индивидуальное проговаривание вслух несколькими учащимися);

– подчеркните знакомые гласные буквы.

в) Чение слогов.

– Что такое? На нашем пути преграда. Чтобы перейти через ручей, нам надо прочитать слоги.

(Используются рисунки с переносными гласными.)

А
О
У н
И
Ы

г) Выделение звуков [Н], [Н’].

– Продолжим путь.

Посмотрите сколько ягод на этой поляне. Давайте в корзину собирать те ягоды, в словах которых мы слышим звуки [Н], [Н’].

(Малина, брусника, земляника, черника, калина, ежевика.)

3. Физкультминутка.

4. Объяснение нового материала:

4.1. Беседа.

– Что за здание мы видим вдалеке? Кто прочитает надпись на указателе?

Да, мы видим лесную школу. Давайте зайдём, посмотрим, кто учится в этой школе.

– Кто сидит за партами?


(Картинка: за партами сидят синица, сова, лиса, слон, лось.)

4.2. Слого-звуковой анализ слова слон.

– Догадайтесь по описанию, кто сейчас выйдет к доске. Он очень большой, у него четыре ноги и есть хобот.
– Конечно, это слон.
– Давайте произнесём это слово хором.
– Сколько слогов в слове? (Один.) Почему? (Одна гласная.)
– Есть ли слияние? (Да) Какие звуки сливаются? ([Л], [O])
– Какой звук примыкает в начале слова? [C].
– Какой это звук? (Согласный.) Почему? (При произношении есть преграда.)
– Какой согласный звук примыкает после слога-слияния? [н]. Почему квадрат синего цвета? (Так как [н] твёрдый.)
– Скажи, слон, про себя.

(В слове слон один слог. Ло-слог-слияние. В начале слова к слогу-слиянию примыкает согласный звук [c]. За слогом-слиянием стоит согласный звук [н].)

4.3. Слого-звуковой анализ слова лось.

– Не дерево, а с ветками. (Лось.)
Сколько слогов в слове? (Один.) Есть ли слог-слияние? (Да-“ло”.)
– Какой звук примыкает к слогу-слиянию? .
– Какой это звук? (Согласный.) Почему?
– Расскажи, лось, про себя.

4.4. Звуки [C] и .

– Ребята, одинаково ли произносятся звуки [C] и в словах слон и лось?
– Как он произносится в слове С;ЛО;Н? (Твёрдо.)
– Если согласный твёрдый, то на схеме обозначается синим квадратом.
– Мы знаем, что звуки бывают глухими и звонкими.
– Какой звук [C] звонкий или глухой? Давайте проверим. Закроем ушки и произнесем [C], потом . Слышали вы голос? (Нет.)
– Звуки [C] и – глухие.
– Какой же звук [C] в слове слон? (Согласный, глухой, твёрдый.)
– А в слове лось? (Согласный, глухой, мягкий.)

4.5. Упражнение в слушании звуков [C], .

На столе у синицы лежит листок, на котором написаны слова. Сейчас я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши, если слышите звуки [C], .
Соня, Сима, киска, Зина, (В каком слове нет “с”?)
Зебра, ваза, гусь, корзина, (В каком слове есть “с”?)
Сахар, гвозди, слива, зайка, (В каких словах есть “с”?)
Васильки, свисток, Незнайка. (В каком слове нет “с”?)

4.6. Знакомство с буквами С, с.

– Лиса передала мне конверт. Здесь находится буква. А что это за буква, вы должны отгадать.

Обруч катится легко,
Он похож на букву…(О)
Вдруг колесико сломалось,
Половиночка осталась?(С)

– Да, ребята, это буква эс. Сегодня на нашем уроке буква эс – именинница. Этой буквой на письме обозначаются звуки [C], .

Найдите буквы С, с в азбуке. (На стенде показывает учитель.)

4.7. Чтение слогов-слияний.

Настало время прощаться с лесными зверями. Скажем им всем спасибо. А для того, чтобы двери школы закрылись. Надо прочитать волшебные слоги.

5. Физкультминутка.

6. Закрепление.

6.1. Чтение слов.

6.2. Работа по учебнику с. 46

Совершив экскурсию в лес. Мы возвратились в класс. На партах наши книги.
– Отметьте в словах слоги – слияния.
Чтение хором по следам прочитанного.

Что нового узнали?
Хорошо работали…

Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.

Вконтакте

Особенности фонетики

Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка . Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:

  • произнести можно несколько сотен звуков;
  • используется для передачи мыслей более 50;
  • в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.

Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать .

  • буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
  • звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.

Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков . Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:

  • звук;
  • слог;

Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова .

Фонетика — схема

Принципы и правила

Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения . Несколько советов по проведению звукового анализа слов:

  1. Определить особенности звучания.
  2. Записать транскрипцию каждой буквы.
  3. Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы] .
  4. Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.

Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:

  1. Оглушение и озвончение . Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
  2. Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
  3. Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
  4. Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].

В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:

  • аккомодация,
  • диссимиляция,
  • редукция.

Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм . Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.

Фонетический разбор слова — пример.

Характеристика гласных и согласных

При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:

  • согласные;
  • гласные.

Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.

Гласные

В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в полугласная . В школьном курсе ее считают согласным – это «й» . Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:

  • йа – я;
  • йэ – е;
  • йу – ю;
  • йо – ё.

Раздвоение появляется в определенных условиях:

  1. В начале слова: Юра, Яша, Елена.
  2. После гласных: тихая, синее, голубое.
  3. После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.

В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают .

Гласные можно разделить на две группы.

  1. Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
  2. Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.

Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.

Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.

Звуки речи

Согласные

В русском языке согласных всего двадцать . Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:

Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим .

Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.

Модель слова

Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова . Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:

  • твердые согласные – синий квадрат;
  • мягкие согласные – зеленый квадрат;
  • гласные – красный квадрат;
  • слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
  • слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.

Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать . При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко . Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.

Таблица звуко-буквенного разбора слова.

Алгоритм проведения анализа

Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:

  1. Запись орфографического написания разбираемого понятия.
  2. Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
  3. Постановка ударения, правильное нахождения его места.
  4. Распределение по порядку их звучания.
  5. Характеристика.
  6. Подсчет количества букв и звуков.

Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам , затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.

Пример. Фонетический разбор слова «все»

Всё – 1 слог

в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;

с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;

ё — [о] – гласный и ударный.

Фонетический разбор слова юла.

Фонетический разбор слова «лазер», пример

Ла-зер – 2 слога

л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;

а — [а] – гласный и ударный;

з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;

е — [э] – гласный и неударный;

р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.

Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.

Слух помогает при обучении ораторскому искусству , овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.

Разделение на слоги

Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.

Виды слогов:

  • открытые — заканчиваются на гласный;
  • закрытые – на согласный;
  • прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.

Разборы слова по слогам строятся по правилам:

  1. Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
  2. Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
  3. Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
  4. Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца] .

Внимание! Порядок разбора со временем меняется.

Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.

  1. Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса .
  2. Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.

Фонетический разбор слов

Уроки русского. Звуки и буквы

Заключение

Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух , укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.

Как только родители начинают задумываться о том, как обучить свое чадо навыкам чтения, кроме букв и слогов появляется понятие «звуковой анализ слова». Однако не каждый понимает, зачем необходимо обучать ребенка, не умеющего читать, его делать, ведь это может только вызвать путаницу. Но, как оказывается, от умения правильно разбираться слова на звуки зависит в будущем умение правильно писать.

Звуковой анализ слова: что это

Прежде всего, стоит дать определение. Итак, звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Зачем же детям нужно учиться выполнять звуковой анализ слова? Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, например: Тима — Дима. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно записывать. А данное умение может пригодиться не только при изучении грамматики родного языка, но и при изучении языков других стран.

Порядок разбора слова по звукам

При выполнении звукового анализа любого слова необходимо в первую очередь поставить ударение, далее разделить его на слоги. Потом выяснить, сколько букв в слове и сколько звуков. Следующим шагом будет постепенный анализ каждого звука. После этого подсчитывается, сколько в анализируемом слове гласных и сколько согласных. Поначалу детям лучше давать для анализа простые односложные или двухсложные слова, например их имена: Ваня, Катя, Аня и другие.

Когда ребенок понемногу разобрался с тем, как правильно проводить анализ на простых примерах, стоит усложнять разбираемые примеры слов.

Звуковой анализ слова: схема

При работе с самыми маленькими детьми для лучшего усвоения информации используются специальные цветные карточки.

С их помощью дети учатся создавать схему звукового анализа.

Карточка алого цвета используется для обозначения гласных звуков. Синяя — твердых согласных, зеленая — мягких. Для обозначения слогов используют двухцветные карточки в той же цветовой гамме. С их помощью можно учить ребенка характеризовать звуки и целые слоги. Также необходимы карточка для обозначения ударения и карточка, показывающая разделение слова на слоги. Все эти обозначения, помогающие учить ребенка делать звуковой анализ слова (схема играет вэтом не последнюю роль), утверждены официальной школьной учебной программой России.

Гласные звуки их краткая характеристика. Дифтонги

Прежде чем начать анализировать слово, важно знать, какими особенностями обладают все фонетические звуки (гласные/согласные). При обучении детей на ранних этапах необходимо давать информацию только о самым простых свойствах, все остальное ребенок будет изучать в старших классах.

Гласные звуки (их шесть: [о], [а], [э], [ы], [у], [и]) бывают ударными/безударными.
Также в русском в наличии есть буквы, которые в определенной позиции могут давать пару звуков — ё [йо], ю [йу], я [йа], е [йэ].

Если они следуют за согласными — звучат как один звук и придают мягкости предшествующему звуку. В других позициях (начало слова, после гласных и "ъ" и "ь") звучат как 2 звука.

Краткая характеристика согласных

Согласных звуков в нашем языке тридцать шесть, но графически их обозначает всего двадцать один знак. Согласные быват твердыми и мягкими, а также звонкими и глухими. Также они могут/не могут образовывать пары.

В таблице ниже перечислены звонкие и глухие звуки, способные образовывать пары, и те, которые не обладают такой способностью.

Стоит помнить: согласные звуки [й`], [ч`], [щ`] при любом положении — мягкие, а согласные [ж], [ц], [ш] — всегда твердые. Звуки [ц], [х], [ч`], [щ`] — абсолютно всегда являются глухими, [м], [н], [л], [р], [й`] — (сонорыми) или звонкими.

Мягкий и твердый знаки не дают звуков. Мягкий знак делает предыдущий согласный мягким, а твердый знак играет роль разделителя звуков (к примеру, в украинском подобную роль играет апостроф).

Примеры звукового анализа слов: «язык» и «группа»

Разобравшись с теорией, стоит попробовать попрактиковаться.

Например, можно провести звуковой анализ слова «язык». Данное слово довольно простое, и даже начинающий сможет его разобрать.

1) В данном примере два слога «я-зык». 2 слог является ударным
2) Первый слог образован с помощью дифтонга «я», который стоит в начале слова, а следовательно, состоит из 2 звуков [й`а]. Звук [й`] — это согласный (согл.), мягкий (мягк.) (карточка зеленого цвета), второй звук [а] — гласный, безударный (алая карточка). Для обозначения этого слога в схеме можно взять также двухцветную зелено-красную карточку.

4) Слог 2 «зык». Он состоит из трех звуков [з], [ы], [к]. Согласный [з] — тверд., звонкий (карточка синего цвета). Звук [ы] — гласн., ударный (карточка красного цвета). Звук [к] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета).
5) Ставится ударение и проверяется путем изменения анализируемого слова.
6) Итак в слове «язык» два слога, четыре буквы и пять звуков.

Стоит учитывать один момент: в данном примере слово «язык» разбиралось как для учеников первого класса, которым еще не известно, что некоторые гласные в безударной позиции могут давать другие звуки. В старших классах, когда ученики будут углублять свои познания в фонетике, они узнают что в слове «язык» безударная [а] произносится как [и] — [йизык].

Звуковой анализ слова «группа».

1) В анализируемом примере 2 слога: «гру-ппа». 1 слог является ударным.
2) Слог «гру» составляют три звука [гру]. Первый [г] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [р] — согл., тверд., звонк. (карточка синего цвета). Звук [у] — гласн., ударн. (карточка алого цвета).
3) В схеме ставится карточка, обозначающая разделение слогов.
4) Во втором слоге «ппа» три буквы, но они производят всего 2 звука [п:а]. Звук [п:] — согл., тверд., глух. (карточка синего цвета). Также он является парным и произносится длинно (синяя карточка). Звук [а] — гласн., безударный (алая карточка).
5) Ставится ударение в схеме.
6) Итак, слово «группа» состоит из 2 слогов, шести букв и пяти звуков.

Умение делать простейший звуковой анализ слова не является чем-то сложным, на самом деле это довольно простой процесс, но от него зависит многое, особенно если у ребенка проблемы с дикцией. Если разобраться, как правильно его делать, это поможет произносить слова на родном языке без ошибок и будет способствовать развитию умения грамотно их записывать.